Аскания Православная

Неделя о мытаре и фарисее

21 февраля в Неделю о мытаре и фарисее Божественную литургию в приделе иконы Божией Матери «Мати Молебница» храма «Спорительницы хлебов» совершил наш настоятель протоиерей Иоанн Канинец. За богослужением молились о прекращении эпидемии и о мире в нашей стране.  В своей проповеди он поздравил всех с воскресным днем, причастников - с принятием Святых Христовых Таин и сказал, что притча о мытаре и фарисее образно выражает ту духовную истину, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе, нравственной чуткости, смирения и чистых намерений. Если этого нет, постепенно наступает отвердение сердца. Неизбежно происходит подмена. Фарисейство – это не звание и не принадлежность к какой-то религиозной общности. Фарисейство – это состояние души. Оно начинается с самомнения и самовозвышения. Как только в человеке ослабевает внимание и строгость к себе, появляются первые ростки опасного растения, плоды которого могут умертвить душу. Смерть наступает в результате отравления ядом гордости.

Два человека — фарисей и мытарь — зашли в храм. Фарисей начал молиться так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» . Мытарь же не смел поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, обратился ко Господу с такой молитвой: "Боже! Будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лк 18:10 -14). Мытарь предстает грешником, который раскаялся. Фарисей же олицетворяет человека, который гордится своей "правильностью" и не видит своих грехов. Церковь говорит, что раскаяние и желание измениться, стать лучше — и есть путь к спасению и вечной жизни. Гордыня же губит душу человека и является источником наших грехов.

Господь не говорит, что фарисей осужден. Он говорит, что мытарь "оправдан более". Невозможно помиловать того, кто не считает, что он в этом нуждается. Как невозможно накормить того, кто не голоден. Поэтому в церкви молятся на неделе о мытаре и фарисее: "Потщимся (т. е. постараемся) подражать фарисеевой добродетели и мытареву смирению". В неделю о мытаре и фарисее не соблюдаются среда и пятница как постные дни. Отменяя в неделю мытаря и фарисея в среду и пятницу уставной пост, святая Церковь желает нас предостеречь от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни. Святые отцы учат, что все это нужно исполнять, но видеть в этом средство к стяжанию духовных плодов. Пример фарисея призывает избавиться от страсти гордости и высокомерия, пример мытаря — приобрести противоположные этой страсти покаяние и смирение. Лучше быть грешником и каяться, чем быть праведником и превозноситься. Дай нам, Господи, осознания по-настоящему грехов наших и искреннего покаяния!

 

DSC 4356

DSC 4361

DSC 4364

DSC 4383

DSC 4386