100-летие Эдуарда (барона) Александровича фон Фальц Фейна

Участие в юбилейных торжествах баронаМилостию Божией и по благословению владыки Иоанна архиепископа Херсонского и Таврического в сентябре этого года  я принял участие в торжествах по случаю 100 летнего юбилея известного мецената и нашего благодетеля барона Эдуарда (Олега) Александровича фон Фальц Фейна на вилле "Аскания-Нова" в г. Вадуц (княжество Лихтенштейн), где поздравил барона с такой выдающейся датой и передал ему орден святителя Николая, которым его наградил Блаженнейший Владимир Митрополит Киевский и всея Украины за заслуги перед украинской православной церковью и благотворительность. А от любящих и всегда молитвенно помнящих прихожан храмов Аскании-Нова подарил Олегу Александровичу икону его небесного покровителя святого благоверного князя Олега Брянского, написанную специально по заказу в Москве. На иконе святой держит на руках наш храм, одним из спонсоров строительства которого является барон.

Его семья (обрусевшие немцы Фальц-Фейны по отцу и представители одной из древнейших дворянских фамилий по матери — Епанчины) была знакома с князем Лихтенштейна, пребывавшем в Санкт-Петербурге в качестве австрийского посланника. Благодаря ему Эдуард Александрович в очень юном возрасте по просьбе своей матери получил лихтенштейнское гражданство. На Западе он оказался вместе с родителями в 7-летнем возрасте. Отец вскоре скончался, состояния никакого юноше не досталось, и пробиваться ему пришлось самому.

В 1934 году окончил агрономический факультет в Ницце, однако сразу стал работать репортером и фотографом. И продолжил карьеру профессионального вело- и автогонщика: еще студентом, в 1932 году, он стал чемпионом Франции по велоспорту. Его материалы и фото стали появляться в крупнейшей французской спортивной газете «Экип». В качестве ее специального корреспондента освещал Олимпийские игры 1936 года в Берлине. «Ложа прессы располагалась неподалеку от правительственных мест, и мне было прекрасно видно, как бесновался Гитлер, когда раз за разом побеждал американский легкоатлет-негр», — вспоминает Эдуард Александрович те дни.

За две недели до начала второй мировой войны вернулся во Францию, а после ее окончания обосновался в Лихтенштейне — он ведь был не только гражданином княжества, но и получил из рук князя титул барона. Поначалу продолжал заниматься фоторепортерским делом, зарабатывал на жизнь своей «лейкой». Оценив его трудолюбие и предприимчивость, князь одолжил ему 50 тысяч долларов, что позволило Фальц-Фейну заняться организацией туризма в этом крохотном (территория — 157 кв. км, нынешнее население не превышает 30 тысяч) государстве.

Весьма прибыльным делом оказался магазин сувениров. Кто из приезжих мог бы устоять перед приобретением такой экзотики, как значок, открытка, пивная кружка, ложка или вышивка с магической надписью «Лихтенштейн»? Возникла другая проблема: как превратить туристический ручеек, текущий через княжество, в поток. Барону это обошлось в 10 тысяч долларов. Именно столько он выложил фирмам — организаторам автобусных экскурсионных поездок по семи европейским странам за то, что их автобусы станут заезжать в столицу княжества — Вадуц, причем делать часовую остановку рядом с его магазином сувениров. Он предложил этим фирмам и рекламу: «За те же деньги вы можете посетить не семь, а восемь стран!» Работал день и ночь и уже через год смог вернуть князю свой долг...

Существенную часть доходов он тратил на приобретение культурных ценностей, которые преподносил России. Приобретал их на аукционах, а порой и в результате многолетних полудетективных розысков — у частных лиц и коллекционеров. Он рассказывает, как ему удалось узнать о существовании очередной материальной частицы российской истории — огромного ковра, подаренного шахом персидским российскому государю к 300-летию Дома Романовых и впоследствии вывезенного из России. Ему удалось за 30 тысяч долларов стать его владельцем — чтобы тут же презентовать реликвию. Теперь исторический ковер украшает дворец в Ливадии. Барон разыскал портрет Екатерины Великой, приобрел и реставрировал его, чтобы также преподнести России. В списке даров свыше восьми десятков «позиций» — ценнейшие картины, скульптуры, другие реликвии...

На торжество в доме Э.А. Фальц-Фейна – вилле «Аскания-Нова» в столице Лихтенштейна Вадуце – собралось множество гостей: представители правительства и правящей династии княжества Лихтенштейн, российского и украинского посольств в Берне, приятели барона из Франции, Англии, России и Украины. Празднество началось в 11:30 утра. Двое охранников у входа на  виллу барона проверяли пригласительные билеты. Рядом – полицейская машина и скорая помощь.Вилла не могла вместить всех 120 гостей, приглашенных  на торжество. Поэтому, вплотную к ней, в саду был установлен большой белый шатер с входом в него через дом. Приветственные речи длились час. Сам же прием – четыре часа. Все были изумлены бодростью виновника торжества, облаченного в элегантный темно-серый смокинг и белоснежную рубашку с бабочкой, всё это время, без проявления признаков усталости, сидевшего в кресле в обрамлении разноцветных шаров с цифрой 100.

Благочинный Чаплинского округа, протоиерей ИОАНН.