Евхаристия

ЕвхаристияКаждый православный христианин верует и исповедует ту истину, что наша земная жизнь временна и является лишь подготовкой к жизни вечной. Мы знаем, что для наследования этой жизни нам необходима вера в единого истинного Бога, как сказал Господь Иисус Христос: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Мы знаем, что жизнь вечная достигается любовью к Богу, потому что это первая и наибольшая заповедь, и любовью к ближнему, которая является заповедью «подобная ей» (Мк. 12, 29—31). Мы знаем, что вечное спасение достигается выполнением заповедей Христовых (Мф. 19, 17). Знаем мы и о том, что в открытые врата Царствия Небесного входят путем добрых дел, о чем учит нас святой апостол Павел: «Который воздаст каждому по делам его» (Рим. 2, 6).

Однако знаем мы еще и о том, что в жизнь вечную ведет нас и та божественная небесная пища, которую мы потребляем, принимая Святые, Страшные животворящие Христовые Таинства. Господь Иисус Христос сказал такие понятные каждому верующему сердцу и в то же время такие страшные слова: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).

Если мы думаем о том, как спасти себя для блаженной вечности, то не должны забывать, что к этой вечности нас готовит не только вера, не только любовь, не только добрые наши дела, не только выполнение заповедей Христовых, но и то, о чем говорит нам в Своих словах Спаситель: причастие Его Божественной Плоти и Его животворящей Крови.

Тяжело даже представить себе, какие священные, какие удивительные плоды этого святого Таинства.

Святое Причастие объединяет нас с нашим Спасителем. Принимая Тело и Кровь Христовы, мы не только своим духом соединяемся с Господом, но и телом. Ведь сказал Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). Мы соединяемся всем своим естеством с Христом, если мы достойно причащаемся Святых Христовых Тайн. Мы соединяемся с Ним, если своими ожесточением, нераскаянными грехами сами не расторгаем этого единения с Господом и сами себя не лишаем этого счастья. Истинный христианин, истинный причастник до конца своих дней находится в этом живом, самом сладком для сердца общении со своим Спасителем. Это общение, которое, в Таинстве Евхаристии начинается здесь, на земле, вводит его в жизнь вечную и не заканчивается никогда.

Святое Таинство Причастия объединяет также и нас всех с вами, кто причащается от одной Чаши, в одно Тело Христово, в одну семью Божиих детей. Мы становимся между собой братьями и сестрами не только потому, что имеем одних прародителей, не только потому, что мы рождены в Крещении одним и тем же Духом Святым, но и потому, что мы вкушаем от одной и той же Чаши, одного и того же Тела и одной и той же животворящей Крови Христовых. Так говорит апостол Павел: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17).

Святые Тайны Христовы являются для нас залогом жизни вечной, залогом нашего бессмертия. Господь Спаситель сказал: «Кто будет есть Мою Плоть и будет пить Мою Кровь, будет иметь жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). Войдя в телесное единение с Господом в Таинстве Причастия, мы никогда не умрем душой для вечной жизни, поскольку в нас живет Господь, согласно Его божественному слову. И хотя наш прах вернется в землю, но и прах не может исчезнуть в океане вечности: ведь не только наша душа, но и наше тело вступает в единение с Господом. Господь воскресит наши тела в последний день, чтобы эти воскресшие тела воссоединились с бессмертными душами и встали перед лицом Того, Чьи Божественные Тело и Кровь мы принимали у себя из Святой Чаши спасения.

Таинство святого Причастия укрепляет нашу веру. Господь Иисус Христос сам основал это Таинство на Тайной Вечере в преддверии своих искупительных страданий. Взяв хлеб в Свои руки, Он благословил его, освятил, разломал и промолвил: «Примите, потребляйте, это есть Тело Мое». И добавил: «Это творите в память обо Мне». И, подавая чашу и проговаривая слова: «Пейте от нее все», добавил также: «Это творите в память обо Мне» (Лк. 22, 19-20; 1 Кор. И, 23-25). Господь повелевал нам выполнять это самое святое Таинство для постоянного воспоминания о Его земной жизни, Его крестных страданиях и Его крестной смерти. А что может больше укрепить в вере, как не воспоминание о Его крестных искупительных страданиях? Что может пробудить в сердце еще большую любовь ко Господу, как не память о том, насколько безграничной является любовь Небесного Отца, Который не пожалел Сына Своего Единородного и отдал Его на страшные и тяжелые муки? Чем мы, православные христиане, искупленные Кровию Христовою, можем засвидетельствовать свою преданность нашему Спасителю, как не воспоминанием о том, что осуществилось ради нашего спасения? Как же нам не беречь в своем сердце память о крестной Жертве, принесенной Господом «нас ради человек и нашего ради спасения»?

Святое Таинство Причастия явилось свидетельством, ознаменованием Нового Завета между Богом и людьми. Господь Спаситель сказал: «Пейте от нее все, это есть Кровь Моя Нового Завета». Это Таинство является знамением того Нового Завета Бога с людьми, который Господь заключил с нами Своим земным подвигом. Теперь Бог наш — Отец наш; мы больше не дети Его гнева, не рабы Его, мы — Его любимые дети; Он — наш самый дорогой и любимый Отец. Это Новый Завет любящего Отца со Своими детьми, которых Он любит и ведет к вечному спасению. Для нас Он не только открыл двери Царствия Небесного Своей крестной Жертвой, но и помогает нам на каждом шагу земной жизни, укрепляя нас, вкладывая в нас добрые чувства и намерения, невидимо благословляя каждый шаг православного христианина на пути к спасению.

Святое Таинство Причастия — это свидетельство действительного прощения наших грехов Господом Спасителем. Он сказал: «Ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 28). Спаситель пролил Свою Кровь на Кресте для искупления наших грехов и, пролив ее, велел оставить Свою Кровь в Святых Божественных Тайнах, чтобы «пили от нее все», кто желает спасения. И это Таинство является основой для того прощения, которое мы от имени Господа слышим из уст священника после исповеди своих грехов. Принятие Божественных Тайн после исповеди подтверждает это прощение наших грехов, от которых омывает нашу душу Господь во имя той Крови, что пролилась на Голгофском Кресте.

Святое Таинство Причастия — это свидетельство нашего примирения с Господом, свидетельство нашего вечного счастья, это источник нашего общения со Спасителем, это источник нашего христианского самосознания, источник нашей любви. Причастие Тела и Крови Христовых — это то условие, без которого мы не можем стать наследниками вечной жизни. Именно исходя из всего того, о чем мы говорим, каждый православный христианин, ищущий спасения, направляет все свои стремления к Чаше Христовой как к Чаше своего спасения, к источнику, который дает нам «воду живую», источнику, выпив из которого, мы становимся наследниками жизни вечной.

Однако, чтобы войти в жизнь вечную, чтобы соединиться с Господом, нам нужно хорошо осознавать величие этого Божественного Таинства и всегда с благоговением и трепетом подходить к Святой Чаше, и тогда Причастие животворящих Тайн Христовых будет для нас не «в осуждение», а действительно в жизнь вечную. Аминь.

Евхаристия
Блаженнейший митрополит Владимир

Информация из сайта "Православный пост" pravpost.org.ua