Аскания Православная
Покров Пресвятой Богородицы
14 октября в праздник Покрова Пресвятой Богородицы Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» совершили клирики нашего прихода. Этот великий праздник был установлен в память о событии, произошедшем в храме Константинополя, где православные люди собрались, молясь Господу о том, чтобы Он защитил город от нападения варваров. И вдруг юродивый Андрей видит, как над всеми молящимися Пресвятая Богородица простирает свой Покров - платок, который Она надевала, еще когда была на этой земле. И вот с тех пор Покров, то есть защита Пресвятой Богородицы, простерт над всеми нами, над всеми православными христианами и мы просим Матерь Божию покрыть нас от всякого зла честным Ея омофором.
14 октября впервые в нашей стране празднуется День защитника Украины.
По благословению Блаженнейшего МитрополитаКиевского и всея Украины Онуфрия был совершен молебен и вознесены особые молитвы за воинов, которые ныне защищают наше Отечество, и панихида по солдатам, погибшим при исполнении своего служебного долга.
14 октября – день празднования в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего. Из своей последней паломнической поездки наш настоятель принес икону « Слава Грузинской Каталикосской церкви». Перед ней был отслужен молебен.
История духовной жизни Грузии воплотилась в образах святых мучеников, преподобных царей и воинов, епископов и монахов, изображенных иконописцем Михаилом Гоброном Сабинашвили на иконе "Слава Грузинской Католикосской церкви" в конце 19-го века.
Основой написания этой иконы агиографом и иконописцем стало Михаил-Гоброн был глубоко верующим человеком. Посещая с детства монастыри и святыни Грузии и подолгу живя среди монахов, он изучил древнегрузинские иконы, фрески и миниатюры.Это великолепное творение стало священной поэмой, духовным завещанием потомкам, гимном Грузинской Церкви, отражением самой души верующего народа.Эта православная икона явилась откровением Божьим, реальным присутствием святых среди людей, мистическим окном в небо, из которого струится на землю божественный свет. Изображенный в самом верху, Иисус Христос, как на иконе Вознесения, простирает для благословения руки. От Христа исходят лучи света, озаряя две сферы: небо и землю, делая их взаимопроникновенными. По правую сторону от Христа, иконописец изобразил Богоматерь, держащую в руках омофор – длинный узкий платок иудейских девушек. Она простирает его над Грузинской Церковью, как и над людьми, молившимися во Влахернском храме при осаде Константинополя врагами. По преданию Иверия – это апостольский жребий Девы Марии. После Вознесения апостолы собрались в Сионской горнице, чтобы решить, в какую страну идти каждому из них. Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий – Иверия. Дева Мария собралась в путь, но Господь велел Ей оставаться в Иерусалиме и обещал, что жребий Ее просветится в последующие времена. Богородица, призвав апостолов Андрея и Симона, вручила им нерукотворный образ для благословения Грузии. Сведения об этом имеются в грузинской и русской летописях. Грузию называл Уделом Божией Матери великий святой последнего времени Серафим Саровский, которому много раз во время его земной жизни являлась Царица Небесная.
Георгий Каппадокиец – родственник равноапостольной Нины, блистательный полководец и любимец императора – изображен рядом с девой Марией. Святой великомученик Георгий ушел от мирской славы, выбрав мучения за Христа. Он умер, как подобает воину, в духовном бою, поражая дракона. За это его назвали Победоносцем, призывая в молитвах чаще всего, после Иисуса Христа и Девы Марии. Вскоре он стал любимым святым грузинского народа.
С левой стороны от благословляющего Христа стоят апостолы Андрей Первозванный и Матфий. Святой апостол Андрей, первый из апостолов последовавшей за Христом, проповедовал Евангелие в 6 странах, в том числе Иверии, и закончил свой крестный путь в греческом городе Патры, где был распят на кресте.
Апостол Матфий был избран в число 12 апостолов по жребию на место Иуды Искариота. Он проповедовал в Абхазии, обратил в христианство сванов и их царицу Диодору, затем возвратился в Иерусалим и принял смерть, как первомученик Стефан, побиваемый камнями.
Проповедовали в Грузии также апостол Симеон Кананит и апостол Варфоломей.
Композиционный центр иконы – Животворящий Столп, а под ним – гробница девы Сидонии с Хитоном Господа Иисуса Христа на груди. Первая по времени святая Грузинской Церкви - Блаженная Сидония - мцхетская иудейка. Она не видела Христа, но, услышав о Нем, поверила сразу как в Мессию и Спасителя мира, поверила всей силой и любовью своего сердца. И когда ее брат Элиоз вместе с паломниками отправился в Иерусалим, она умоляла привезти с собой во Мцхета как великое благословение какую-нибудь вещь, принадлежащую Христу. Элиоз исполнил просьбу своей сестры. Он находился у Голгофы при распятии Спасителя, купил Хитон у одного из воинов и привез его во Мцхета. Святая Сидония встретила брата у городских ворот. Она прижала Хитон к груди и от великой скорби о крестных страданиях Спасителя бездыханная упала на землю.
Узнал об этом царь Амазаер и захотел взять Хитон, чтобы самому облечься в него. Но никакая сила не могла разжать рук мертвой девушки. Ее погребли в саду вместе с Хитоном на груди. На этом месте вырос могучий кедр, который покрыл могилу Сидонии своими корнями. Этот кедр, как печать на могиле Сидонии, стоял три столетия. Жители Мцхета заметили, что больные птицы прилетали к кедру, клевали листья и улетали здоровыми, даже дикие звери приходили к кедру и поедали опавшую листву. Прошли века, люди забыли о Хитоне Господнем и могиле Сидонии, но сам кедр пользовался благоговейным почитанием народа.
Хитон Господень - это самая великая святыня Грузинской Церкви. Это тот Хитон, который был соткан руками Пречистой Девы Марии и обагрен кровью Спасителя на Его крестном пути от Гефсимании до Голгофы. Благодаря этой святыне Мцхета называли "вторым Иерусалимом". Внутри храма Светицховели построена часовня, похожая по форме на кувуклию - ту, которую воздвиг император Константин над Гробом Господним в Иерусалимском храме Воскресения. Хитон Господень, привезенный из Иерусалима во Мцхета, связал духовными узами Палестину и Грузию, храм Воскресения и Светицховели.
Много веков спустя жена султана велела рабам своим раскопать могилу Сидонии и похитить Хитон. Но пламя вырвалась из земли: рабы были опалены огнем, а сама жена султана ослепла. Вокруг Животворящего Столпа в молитвенном созерцании стоят святые Грузинские Церкви. Их сосредоточенные духовные лица озаряет мягкий свет, исходящий от Животворящего Столпа и Хитона Господня.
Как земные ангелы, стоят вокруг гробницы Сидонии, мученики, преподобные исповедники, святители, затворники, пустынники, праведники – крепость, защита, слава и сияние Грузинского Православия. Существует предание, что во время Второго Пришествия Христа Сидония выйдет Ему навстречу, держа Хитон в руках, как свидетельство своей вечной любви.
Собор Светицховели, где хранится Хитон Господень, — это сердце Грузинской Церкви, закованное в камень и гранит. Хитон Господень, обагренный кровью Спасителя, - это краеугольный камень Грузинской Церкви, ее сияющий венец.
Это был I век по Рождеству Христову. II век в Грузии ознаменовался гонениями на христиан, но гонения в Закавказских странах, в отличие от Римской империи и Ирана, имели случайный и ограниченный характер. Первые по времени мученики Грузинской Церкви – 17 князей, названных Мецхевийскими, по имени стратега, а впоследствии их духовного наставника Сухия. Во II и III веках Христианство продолжает распространяться в Грузии. Христианские общины были оазисами в духовной пустыне язычества.
Пришло время, когда Пресвятая Богородица просветила Иверскую страну через свою избранницу святую Нину.
Приснодева благословила на апостольский подвиг деву. Невеста Параклита (Духа Святого) избрала инокиню, посвятившую себя Богу с детских лет, и сделала ее великим апостолом Грузии. Вся жизнь св. Нины была подвижничеством, бескровным мученичеством и непрестанной битвой с силами ада.
Как святой Георгий поразил дракона и спас ливанскую царевну от смерти, так святая Нина крестом Божией Матери победила язычество в Грузии, повергла идолов, вырвала из пасти чудовища Картли и Кахетию.
В Тбилиси, в Сионском Кафедральном соборе, хранится крест из виноградной лозы, свитый волосами святой Нины. От времени ветви лозы согнулись, будто опущенные крылья птицы, как бы под тяжестью, которую несла Грузинская Церковь в многовековой борьбе с язычеством и исламом, с видимыми и невидимыми врагами Креста.
Православная икона — это откровение Божие, это реальное присутствие святых на земле. Это проявление духовного мира в визуальном плане, это поле Божественных сил и энергий, это явление Церкви Небесной в Церкви Земной, это мистическое окно в небо, откуда льется на землю незримый свет. Поэтому икона «Слава Грузинской Католикосской Церкви» — не столько достижение самого иконописца, сколько дар Божий всей Грузинской Церкви. Мистические творцы иконы — преподобные и мученики, изображенные на ней.