Хозяйка Таврийских степей
18 ноября 2012 года по просьбе барона Эдуарда (Олега) Александровича Фальц-Фейна я вместе с настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи пгт Чаплинка прот. Александром Василюком посетил порт Хорлы – бывшее имение Софьи Богдановны Фальц-Фейн (бабушки барона). На кладбище у могилы была отслужена лития по невинно убиенной рабе Божией Софии. Затем мы побывали в парке у памятника Софье Богдановне и здании бывшей конторы порта, в котором она была зверски убита.
Хозяйка Таврийских степей
"В память вечную будет праведник..."
(Псалом 111).
- Софья Богдановна Фальц-Фейн (1835–1919) была одной из крупнейших помещиц Юга России конца ХІХ – начала ХХ веков. Мать семерых детей, старшим из которых был Фридрих Эдуардович – основатель знаменитого заповедника "Аскания-Нова". По вероисповеданию была лютеранкой, перешедшей в Православие.
Оставшись вдовой, она стала обладательницей огромного состояния, основанного на мощно развитом овцеводстве. Смерть мужа по времени совпала с мировым обвалом цен на шерсть. Чтобы избежать банкротства, она перевела торговлю шерстью и бараниной на внутренние рынки страны. Оборотные средства стала вкладывать в другие виды производства и ставить их на промышленную основу. Уделила особое внимание развитию птицеводства, открыла в Преображенке винный завод, в Дофино – кондитерскую фабрику, во всех имениях действовали мельницы, электростанции, почты. Заказы армии на поставку рыбных консервов обеспечивались продукцией крупнейших в стране Одесского и Ревельского крупнейших в стране рыбных заводов. В Одессе ей принадлежал знаменитый "дом с атлантами". Мясные и рыбные консервы от Фальц-Фейнов, украшенные избранной Софьей эмблемой – Золотой рыбкой на велосипеде, продавались не только по всей Российской империи, но и уходили за рубеж. Софья Богдановна Фальц-Фейн стала первой женщиной-промышленником, создав в Таврии целое "государство в государстве", со многими отраслями экономики, пароходством, газетами и даже своим монетным двором, имела звание Севастопольской 1-й гильдии купчихи. Она слыла превосходной хозяйкой – щедрой, справедливой, прогрессивной. Расчеты с работниками происходили всегда вовремя и честно, рабочие и служащие имений были обеспечены бесплатным жильем и медицинским обслуживанием, а их дети – присмотром в специальных яслях и начальных школах.
Во время Крымской войны Фридрих Иванович Фейн, тесть Софьи Богдановны, безвозмездно помогал фронту лошадьми, провизией, располагал на постой проходившие войска, содержал военный госпиталь, в благодарность за что по дороге из Крыма в Санкт-Петербург император Александр ІІ посетил Преображенку и подарил хозяину золотое кольцо с двуглавым орлом в обрамлении черных бриллиантов и брошь, которую любила носить Софья Богдановна и которую мы можем видеть на ее известной фотографии. В 1864 году семья официально получила высочайшее разрешение на образование двойной фамилии Фальц-Фейн, а также право наследственного почетного гражданства. Вторично визита августейшей особы семья Фальц-Фейн удостоилась в 1914 году, когда процветающее, благодаря усилиям и недюжинному таланту старшего сына Софьи Богдановны Фридриха, имение Аскания-Нова посетил последний из российских императоров царь Николай ІІ, причисленный в наши дни к лику святых. После этого исторического визита семья Фальц-Фейн за заслуги перед отечеством была возведена в сословие потомственного дворянства.
Разделив между детьми имения их отца, Софья Богдановна оставила себе имение Преображенку и торговый порт Хорлы. В Преображенке, где был выстроен замечательный белый дворец, всегда было много гостей – родных, молодежи, людей искусства. В числе знакомых Софьи Фальц-Фейн были художники И. Айвазовский и Х. Унгевиттер, написавшие здесь много работ. Она была большим ценителем искусств, прекрасно играла на рояле, содержала хор и оркестр. Благодаря одаренным детям, Фальц-Фейны состояли в родстве со знаменитыми российскими фамилиями – Скадовскими, Достоевскими, Набоковыми, Епанчиными, и все они были частыми гостями в Преображенке.
Столицей и вотчиной Софьи Богдановны стал город-порт Хорлы – единственная не замерзавшая зимой гавань Черного моря. Софья Богдановна гордилась поселком как своим детищем, всеми силами старалась развивать его инфраструктуру. Внешне город был похож на оранжерею среди прудов и экзотических клумб; вдоль широких улочек белели односемейные дома, утопающие в цветении фруктовых деревьев. К услугам хорловцев Софья Богдановна устроила училище и гостиницы, бесплатную столовую и бальный зал, а вечерами над темным парком загорались огни кинотеатра. Действовали устричный завод, мельница и метеостанция, были открыты бесплатные гимназические трехгодичные классы для детей. Наиболее талантливых она отправляла учиться дальше, оплачивая их обучение. Была прекрасно налажена работа порта. Сюда приходили торговые корабли со всей Европы. По причине высокой популярности порта было открыто отделение Российского банка. Возник проект строительства железной дороги, которая соединила бы Хорлы с государственной железной дорогой, и эта дорога была частично построена. Хорловцы уважали и ценили Софью Богдановну и называли "местной Екатериной II". Она, в свою очередь, искренне любила людей, жизнь и радовалась любым ее проявлениям.
Софья Богдановна никогда не забывала о том, что Фальц-Фейны славились благотворительностью, продолжая жертвовать на благие дела даже тогда, когда больших вложений требовало строительство порта. До последних своих дней Софья Богдановна с утра до вечера работала в конторе порта Хорлы, где каждый день собиралось много народа – коммерсанты, банкиры, генералы, чиновники разных рангов, священники. Ею подписывались кипы бумаг и распоряжений. Многие просили денег на благотворительность. Суммы ее пожертвований были колоссальными. Она была очень верующим человеком, регулярно посещала богослужения. У нее было много крестных чад, о чем в некоторых семьях сохранилась память через несколько поколений. На ее средства были построены православные храмы в Хорлах и Каланчаке, расширена и благоукрашена кирха в Аскании-Нова, в которой попеременно проходили лютеранские, католические и православные службы, она жертвовала значительные суммы на строительство и благоукрашение Успенского женского монастыря в Алешках под Херсоном (подарила великолепный, покрытый чистым золотом ореховый иконостас). В Херсоне на свои средства она содержала дешевую столовую, в которой бедный люд мог питаться за копейки, а зачастую бесплатно. У нее были не только государственные, но и церковные награды. Софья Богдановна была одной из самых известных личностей своего времени.
К сожалению, с приходом Советской власти в Хорлы все мечты и стремления Софьи Богдановны рухнули. К тому времени она была уже очень пожилым, но еще деятельным человеком. Она отказалась от предложения детей помочь ей выехать за границу, посчитав для себя невозможным оставить в трудное время без своей опеки вверенных ей людей и Хорлы, надеясь на то, что ее авторитет и заслуги перед Отечеством смогут их защитить... Приехавшему за ней младшему сыну Владимиру она сказала: "Вы езжайте, а меня оставьте с Богом". Как истинный русский патриот, она сознательно шла на возможные жертвы. Предвидя вероятный исход, много молилась. До самого конца находилась на рабочем месте – в конторе Хорловского порта, где у нее была рабочая квартира. 16 июня 1919 года 84-летняя хозяйка имения, благодетельница всего Таврийского края Софья Богдановна Фальц-Фейн приняла мученическую кончину от рук большевиков: ворвавшись в квартиру, ей нанесли несколько огнестрельных ранений и сабельных ударов. Через день после убийства вернулись белые. Вероятно, большевики боялись возможного их наступления и спешили выполнить свое безбожное дело. Есть сведения, что у них был длинный список лиц, которых они собирались казнить, но им не хватило времени. Их жертвой в тот раз стала лишь Софья Богдановна. Она была похоронена на местном кладбище при большом стечении народа под предводительством православного священника и крестного хода с крестами и хоругвями. Дорога к кладбищу была усыпана цветами…
Имя Софьи Фальц-Фейн долгие годы было незаслуженно забыто, а её образ был намеренно фальсифицирован в советской литературе. Искажение ее облика, выведенного в романе О. Гончара "Таврия", было политическим заказом. К сожалению, расчет советских идеологов оказался верным, и славное имя этой великой женщины в сознании нескольких поколений советских людей было страшно опорочено. Инициатором восстановления светлой памяти о Софье Богдановне Фальц-Фейн стал ее внук, гражданин государства Лихтенштейн барон Эдуард (Олег) Александрович Фальц-Фейн. 28 мая 1993 года на его средства был открыт памятник в бывшем городском парке и мемориальная плита на могиле Софьи Богдановны в Хорлах.
Своей разнообразной деятельностью и благотворительностью эта энергичная, мудрая, деятельная женщина заслуживает уважения и почёта со стороны не только жителей посёлка Аскания-Нова и села Хорлы, но и всей общественности Херсонщины. Имя Софьи Богдановны Фальц-Фейн должно быть вписано золотыми буквами в летопись истории нашего государства.
Благочинный Чаплинского округа, протоиерей ИОАНН.