1700-летие Миланского эдикта

Весь христианский мир готовится к празднованию в 2013 году юбилея 1700-летия Миланского эдикта, давшего свободу христианскому вероисповеданию в 313 году. Но это празднование будет не столько воспоминанием данного события, сколько глубоким и всесторонним анализом этого исторического феномена. Миланский эдикт стал плодом стойкого трехсотлетнего исповедания христианами своей веры перед преследующим его язычеством. В результате этой борьбы христианство не только выстояло, но преодолело языческое мировоззрение. Поэтому Миланский эдикт стал торжеством победы Церкви Христовой над языческим миром.

Христианство до Миланского эдикта смогло убедить многих в Римской империи в превосходстве христианского исповедания над языческими религиями. За три столетия на фоне твердой, стойкой, исповеднической христианской духовности и нравственности особенно видны стали распущенность и отчаяние язычников. Многие язычники не только удивлялись и изумлялись духовным богатством и глубиной христианских исповедников, но все более и более склонялись к принятию его и желанию укрепить свою жизнь, жизнь общества и государства этой неизреченной духовной силой христианского исповедания.

Милан - первая христианская столица. Превосходство христианства перед языческими религиями особенно хорошо видел император Константин, провозглашенный войсками в 306 г. императором Галлии и Британии. Это убеждение в нем все более и более возрастало. Это связано не только с тем, что он «был воспитан в уважении к христианской религии» своей матерью христианкой, царицей Еленой и своим отцом, римским императором Констанцием Хлором (305-306), но и с тем, что Константин постоянно всматривался в большую разницу между жизнью своевольного и распущенного язычника и послушного закону Божьему христианина. Убеждение императора в превосходстве христианства над язычеством возросло после чудесной победы, дарованной ему Христом Богом над жестоким тираном, римским императором Максенцием в Риме в 312 г., армия которого во много раз превосходила войска Константина. Перед сражением император Константин молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско в этом труднейшем сражении, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай».

Убежденный в истине христианской религии, император Константин, став полновластным правителем Западной части Римской империи, начал думать о поддержке христианской Церкви, о прекращении гонений на христиан, о законе о веротерпимости. Для этого он отправляется в г. Милан (Медиолан), отличавшийся мирностью и веротерпением. Он пригласил сюда правителя восточной части Римской империи Ликиния, и совместно с ним составляет и издает здесь в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости. Император Ликиний, который в Милане женился на сестре Константина Констанции, хотя и держался языческой религии и затем продолжал гонения на христиан, в это время согласился на предложение Константина предоставить христианскому исповеданию свободу наравне с другими религиями, о чем так ярко подчеркнуто в Миланском эдикте: «Когда мы прибыли благополучно в Медиолан, я — Константин-Август и Ликиний-Август подвергли обсуждению все, что относилось к общественной пользе и благополучию, то в ряду прочего, что казалось нам для многих людей полезным, в особенности признали мы нужным сделать постановление, направленное к поддержанию страха и благоговения к Божеству, именно, даровать христианам и всем свободу следовать той религии, какой каждый желает, ... мы постановили, руководясь здравым и правильнейшим рассуждением, принять такое решение, чтобы вообще никого не лишать свободы следовать и держаться соблюдаемой у христиан веры, и чтобы каждому дана была свобода следовать той религии, какую сам считает наилучшею для себя, .... мы и христианам даровали права свободного и неограниченного содержания своей религии. ... и другим также предоставлена, ради спокойствия нашего времени, подобная же полная свобода в соблюдении своей религии, так что каждый имеет право свободно избрать и почитать то, что ему угодно».

И хотя Миланский эдикт - это только юридическое признание христианства, достижение так называемого паритета, равенства всех религий и свободного права каждого гражданина следовать беспрепятственно какой угодно религии, для Церкви Христовой этого было достаточно, чтобы начать более активно проповедовать и нести свет Евангелия в общество Римской империи, в сердца язычников. Константину было достаточно Миланского эдикта, чтобы удержать в равновесии общество Римской империи, состоявшее в основном из язычников. Для этого он даже сам не крестился до самой своей смерти, не становился членом Церкви Христовой, чтобы не противопоставить себя языческому обществу, будучи при этом по всей своей жизни и деятельности примерным христианином. Эта позиция дала ему возможность широко способствовать Церкви возрастать, распространяться и утверждаться в обществе Римского государства. В житии равноапостольного Константина прямо говорится: «Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве». Эта широкая императорская поддержка Церкви особенно ощутилась в 323 г., когда Константин, преодолев императора Ликиния, все еще гнавшего христиан на Востоке, воцарился как единственный император над всей Римской империей и распространил действие Миланского эдикта на всю восточную часть империи.

Таким образом, равноапостольный Константин стал первым христианским императором, а г. Милан - первой христианской столицей, где он начал свою деятельность как христианский правитель, издав Миланский эдикт, ставший началом христианской эры в Римской империи, давший возможность уже первому христианскому императору

во многом преобразовать общество и направить его по христианскому пути. Милан помог императору спокойно изучать ситуацию в государстве, видеть возможные пути утверждения христианства в обществе, и даже помощи Церкви в борьбе с ересями и расколами. Особенно ярко об этом свидетельствует созванный им первый Вселенский собор в г. Никее в 325 г.

Исследуя возможности распространения христианства в Римской империи, равноапостольный Константин увидел, что для утверждения Церкви Христовой в Римском государстве важно развитие паломнической деятельности, которая поможет не только христианам развивать и совершенствовать свою жизнь во Христе, но и ищущим истины и смысла жизни, приближаться к Богу, находить Его, общаться с Ним и насыщаться Его благодатью, утверждаясь в христианской жизни. Собственно паломническая деятельность Церкви начинается с деятельности святой равноапостольной царицы Елены, матери императора Константина. Она отправляется в Святую Землю для отыскания мест, связанных со Христом Спасителем, Пресвятой Богородицей, св. апостолами и многими событиями ветхозаветной и новозаветной священной истории.

Начала равноапостольная Елена эту свою деятельность с отыскания древа Честного и Животворящего Креста Господня, особенно чтимого императором Константином. Именно знамением Креста Иисус Христос вдохновлял императора в сражениях и укреплял в христианской вере. Чудесное и славное обретение Креста Господня св. Еленой в 326 г. в старой каменоломне под языческими капищами стало настолько великим торжеством Церкви Христовой, что было запечатлено в годичном цикле церковных праздников, как двунадесятого праздника Господня.

Так величественно началась деятельность равноапостольной Елены в Святой Земле. Затем царица отыскивала и другие святые места в Палестине, которые были уничтожены еще в начале второго века при императоре Адриане. Решив стереть все следы неугодных ему религий, император полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией Капитолиной, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру святого Гроба и уничтожил другие святые места христиан в Палестине.

Святая царица Елена отыскивала и расчищала священные места, связанные с земной жизнью Спасителя, воздвигнув в Вифлееме, на месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после Успения, и на других местах по всей Святой Земле множество храмов.