Поездка по Святой Земле с 30.12.2012 по 8.01.2013
Божией милостью и по благословению владыки Иоанна Архиепископа Херсонского и Таврического с 30.12.2012 по 8.01.2013 состоялась моя паломническая поездка по Святой Земле. В этой паломнической поездке со мною пребывал список чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница Невская», написанный в г. Санкт-Петербурге для храма в Аскании-Нова. Икона была освящена в Александро-Невской Лавре. Присутствующие на освящении отметили, что наш список является наиболее точным подобием чудотворной иконы из всех ими виденных. Икона была пронесена по Святой земле. Она впитала в себя дух Гроба Господнего - от Камня Помазания до Голгофы, красоту и благолепие реки Иордан и Горы Фавор, молитвенную тишину обители Саввы Освященного и монастыря святого великомученика Георгия Победоносца, торжественное величие Иерихона и Горы Искушений, Назарета и Галилеи. На Святой Земле много паломников из разных стран приложились и помолились у этого образа иконы Божией Матери. Трижды с высоты полета самолета я осенял этим образом Таврический край (по пути из Москвы в Израиль и обратно, а затем из Москвы в Симферополь),а 9 января в 15 часов перед храмом "Спорительницы хлебов" состоялась торжественная встреча иконы Божией Матери "Невская Скоропослушница". Священники нашего благочиния и прихожане радостно встретили и с благоговением приняли великую невскую святыню. Икона была обнесена вокруг храма, перед ней был отслужен молебен, радостно звучали рождественские песнопения и колядки.
Образ Божией Матери "Скоропослушница" был принесен на берега Невы в 1878 году иеромонахами Афонского Русского Пантелеимонова монастыря оо.Афанасием и Варсонофием, прибывшими в Россию для сбора средств на восстановление древнего храма святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (в Турции). Икона, принесенная с Афона, отличалась от известного образа «Скоропослушницы». На нем Божия Матерь была изображена без Младенца - оглавно, с молитвенно простертой десницей. Этот образ был написан, как гласит предание, «по сонному видению иноку Святой Горы» (Воспоминания Анны Иговской). Монахи остановились в Александро-Невской лавре, которая стала первым местом, встретившим икону в Санкт-Петербурге. Знаменательно, что именно она станет спустя век местом постоянного пребывания этой святыни. Эта икона отличается от известного образа с таким же названием, находящегося на Афоне, не только иконографией. Под одним названием существует два образа Божией Матери. Различая эти два типа "Скоропослушницы", стали называть первый - "Афонским", а второй - "Невским". Последнее название удачно отражает историю этого образа, его связь с Петербургом, невской землей, а также нынешнее местопребывание прославленной иконы в Александро-Невской лавре. Это соответствует традиции Православной Церкви называть иконы по месту их пребывания.
С 1879 по 1932 год святой образ находился в Николо-Барградском храме (сначала - Николо-Александровская часовня). Осенью 1885 года (по другим источникам - в 1880 году) в часовне произошел пожар, в результате которого она сгорела дотла. Однако это несчастье послужило прославлению образа Скоропослушницы. В мусоре пепелища была обретена нетленная икона Божией Матери «Скоропослушница», писанная на толстом картоне, с явными следами огненного опаления, доселе еще не изгладившимися…
Такое чудесное спасение святыни храма произвело на благочестивых жителей неизгладимое впечатление. Молва, переходя из уст в уста, быстро облетела не только всю столицу, но и ее отдаленные глухие окраины. К иконе потянулись вереницы богомольцев, пред нею непрерывно стали совершаться молебны. Явная милость Божия, сопутствовавшая усердию молитвы и твердости в вере с надеждою прибегавших к заступничеству и скорой помощи Владычицы, усилила в значительной степени прилив богомольцев в часовню. Быстро на месте сгоревшей часовни была выстроена новая каменная часовня.
В октябре 1907 года на должность настоятеля Николо-Мирликийского храма в Санкт-Петербурге по личному представлению Великого Князя Михаила Александровича был назначен валаамский иеромонах Георгий (Хробостов, † 1947 г.), впоследствии известный старец Ефрем. Отец Георгий с благословения священноначалия вслед за святым праведным Иоанном Кронштадтским принял на себя подвиг ежедневного и неопустительного служения Божественной литургии. О.Георгий пользовался любовью своих прихожан, огромной известностью и популярностью в столице в разных слоях общества, в том числе среди членов Императорской Фамилии, так что некоторые из Них были его духовными чадами. 1912 г. Принято решение о постройке нового храма, а 8 сентября 1913 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, была совершена закладка нового храма, получившего название Николо-Барградский (полностью — церковь Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских и Святого Благоверного Князя Александра Невского при подворье Императорского Палестинского общества),
Особо почиталась икона Скоропослушницы святыми Царственными Мучениками.
Особенно почитала эту икону преподобномученица Елисавета Феодоровна. Когда она была в Святой земле и находилась в мучительных размышлениях, принимать ли ей Православие - ее супруг не неволил ее, не обязывал, не ставил это условием брака - ей подарили икону Скоропослушницы. И, как потом она говорила, именно в этот момент она решила принять Православие. «Скоропослушница» стала для нее благословением, определившим ее духовное решение.
Об особом значении иконы «Скоропослушница» говорит такой факт. В 1922 году, когда началась кампания по изъятию церковных ценностей, приведшая к потере многих святынь, священномученик Вениамин, Митрополит Петроградский, обратился к властям с просьбой сохранить наиболее чтимые иконы. Среди них был образ Спасителя из часовни на Петроградской стороне - молельный образ Петра I, Казанская икона Божией Матери, Скорбящая Божия Матерь с грошиками, «Скоропослушница», Тихвинская Исаакиевская икона и Святитель Николай Чудотворец Колпинский. Шесть главных чтимых икон. Милостью Божиею они были сохранены. Последние годы существования Николо-Барградского храма были ознаменованы приходом еще одного известного священника - протоиерея Владимира Шамонина.
И он служил пред этой иконой в самые тяжкие и скорбные годы истории Санкт-Петербурга, когда ее название стало великим утешением, когда люди ждали скорой помощи в гонениях, скорбях, и храм был переполнен. И более того, именно в 20-е годы возникла новая традиция - возить икону по Петербургу. Ее приглашали в дома, ее приглашали на молебствия, и «Скоропослушница» в это время объехала весь Петербург, она буквально обошла его, покрыла Своим покровом.
Икону возили открыто, на коляске, или даже носили Крестными ходами по домам. На улицах часто можно было видеть проезжавшего извозчика с иконой, и встречный народ весь становился на колени и кланялся. Это в двадцатые годы - потрясающая картина! Трудно даже сейчас такое себе представить. Если кому-то привозили икону, жильцы соседних квартир узнавали об этом - неизвестно каким образом. Все выходили на лестницу, во двор, выводили детей, выносили больных. Часто мимоходом заносили икону в другие квартиры, другие дома. Некоторые ходили просто по улицам, на случай, если проедут с чудотворной иконой. Лик Божией Матери часто менялся. Становился то печальнее, то радостнее, то бледнее, то розовее, то серьезнее, то ласковее. Это знали все. Часто можно было услышать: сегодня Божия Матерь на нас сурово посмотрела, или Матерь Божия улыбается нам. Во время Литургии, когда служил отец Владимир, Лик сиял.
К этому времени относится множество чудес. В храме велся особый журнал чудес и исцелений от иконы Божией Матери «Скоропослушница». К счастью, некоторые выписки из него сохранились в воспоминаниях дочери отца Владимира: «Заброшенная больная женщина в своей квартире - общий рак с метастазами (грязь, зловоние), никто не выдержал до конца молебна. После молебна исцелилась. Бесноватая девушка, голова которой в припадке повернулась прочь от иконы на 180 градусов и оставалась в таком неестественном положении, исцелилась вскоре после молебна. Скрученный мужчина, почти недвижимый, исцелившись, стал участвовать в пеших паломничествах к святыням. Парализованная портниха после своего исцеления от иконы перешла на шитье только церковных облачений.
Пьяница, пришедший со всей семьей в храм, после усердной молитвы о себе совершенно перестал пить».
Богоборные власти не могли простить иконе стольких явных чудес и всенародного почитания. Несмотря на то что храм считался достопримечательностью Петербурга, художественной ценностью, в 1932 году он был закрыт, а икона предназначена к изъятию и - нетрудно догадаться - уничтожению. Все обращения к местным властям были бесплодны. Тогда отец Владимир предпринял необычайный шаг. Сознавая себя служкой иконы Божией Матери, ее хранителем, он решился ехать в Москву к Калинину. И произошло удивительное - по его вере, молитве и чудесному заступничеству Божией Матери эта поездка к «всероссийскому старосте» возымела благой результат. Об этой невероятной для того времени истории рассказал сам батюшка Владимир в стихах - он написал целую поэму, которая, к сожалению, не сохранилась, известны только четыре строчки:
Как Чацкий, я кричал: «Карету!»
И есть на свете уголок,
Где рясофорному поэту Калинин, коммунист, помог.
Икону удалось спасти, перевезти из Барградского храма в храм Бориса и Глеба, что на Синопской набережной. Буквально через два месяца сам храм был безжалостно взорван. Но Милостию Божией сохранена сама икона. В 1938 году она была принесена в Князь-Владимирский собор, и он стал на двадцать лет еще одним Домом Божией Матери «Скоропослушницы».
Именно здесь этот образ пережил всю блокаду. Во все 900 дней он был одной из немногих доступных святынь страждущего города, пред которыми обретали утешение верующие люди. Сохранились свидетельства молитв пред ней, чудес. Вот выдержки из записей одной блокадницы, Веры Быстровой: «Ничего нового, холодно. Проблема с продуктами. Схожу в церковь, помолюсь Серафиму Саровскому и Скоропослушнице. Как они мне укажут и помогут». Первая мысль - скорее к «Скоропослушнице». И «Скоропослушница» не оставила сей град. Осенью 41-го ударили необычайно сильные ранние морозы, и уже в ноябре на Ладоге стоял крепкий лед. Со станции Заборье отправились «эмки» и «полуторки» к Ладоге на Кобону и дальше следовали по Дороге жизни в блокадный город, спасая тысячи человеческих жизней. И первые «эмки» двинулись… 22 ноября, на праздник иконе Божией Матери «Скоропослушница». Конечно же, это не случайно: Матерь Божия вымолила эту Дорогу жизни, проложила, открыла, была Покровительницей, Молитвенницей. Матерь Божия Своим образом «Скоропослушницы» хранила эту дорогу, единственную ниточку, связывавшую город с тылом. В истории «Дороги жизни» есть необъяснимые на первый взгляд вещи. Как могла немецкая авиация пропускать по «Дороге жизни» машины с провиантом? Почему не была разбомблена беззащитная дорога — ведь мощности немецких авиабомб вполне хватало для того, чтобы превратить Ладожское озеро в ледяное крошево? Эти вещи можно объяснить только чудом Божией Матери. Матерь Божия не оставила город во время войны, как и в годы гонений, явила Себя Покровом града на Неве. В 1957 году был открыт Троицкий собор Александро-Невской Лавры, и по благословению Митрополита Елевферия в Лавру был принесен образ «Скоропослушницы». Владыка, видимо, руководствовался мыслью, что Троицкому храму нужна святыня: мощей святого благоверного князя Александра Невского там тогда не было, не было и никаких чтимых икон. А храм открыт, и нужно, чтобы он вновь стал духовным центром. И Митрополит благословляет перенести икону «Скоропослушницы» в Троицкий собор. Этот образ стал первой перенесенной сюда после многих лет гонений святыней. Можно себе представить, с какой скорбью эту весть приняли прихожане Князь-Владимирского собора. Они объявили особое стояние в храме, с утра до вечера читали молитвы, но не желали отдавать икону. Старожилы и старые прихожане собора до сих пор вспоминают об этом. И тогда Владыка благословил перевезти икону ночью. И когда в очередной раз утром прихожане заполнили храм, то они увидели, что икона стоит на своем месте, но в ней что-то изменилось. Была изготовлена копия, которая находится и поныне в том же самом месте в Князь-Владимирском храме. Подлинная икона была перенесена в Лавру. Так исторический круг замкнулся. Первое место, куда была принесена эта икона с Афона, была Лавра. И вновь она стала домом иконы Божией Матери «Скоропослушница». Столько раз эта икона являла покров Петербургу - русским Царям, князьям, мученикам, в блокаду и в годы гонений. И всем с верою притекающим к ней Матерь Божия была скорою Заступницею и Утешительницею. Вершиной почитания образа стал Указ Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II о том, чтобы присвоить иконе Божией Матери «Скоропослушница» имя, титул «Невская икона Божией Матери». Промыслительно, что в тот юбилейный год 120-летия чудесного обретения иконы на месте пожара она уже была не только чудесно, но и официально прославлена, названа именем Невской, что, безусловно, символично. Это отражает и само название края, название реки, на которой стоит город, название Александро-Невской Лавры.
Невская "Скоропослушница"(празднование 22 ноября по новому стилю) является одной из икон Божией Матери последних времен. Когда само время сокращается, когда наши молитвы по нашим немощам становятся все более краткими и хладными, тогда особенно становится близкой и необходимой всякой душе христианской икона Матери Божией, чрез которую Пречистая Сама скоро слышит и во благое исполняет наши прошения, скоро посещает наши скорби и печали. Перед иконой «Невская Скоропослушница» молятся о духовном прозрении, когда человек находится в растерянности и не знает, как поступить, во всех случаях, когда нужна особенно скорая и действенная помощь в молитве Богородицы к Сыну, в излечении от различных заболеваний, в том числе онкологических. Пресвятая Владычица, спаси чад Своих от всех бед и зол!