Аскания Православная
Чтение Царских часов
5 января, в преддверии праздника Рождества, наш настоятель протоиерей Иоанн совершил чтение Царских часов в храме иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
Часы – это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Трижды в год, накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), а также в Великую Пятницу, совершаются особенные чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими. В этот день не бывает литургии. Царскими они называются потому, что в Константинополе на них присутствовали императоры со всем двором . От обыкновенных часов Царские отличаются чтением некоторых особых псалмов взамен обычных. Основное содержание Царских часов – это пение псалмов, тропарей, кондаков, которые рассказывают или пророчествуют о евангельских событиях. Царские часы состоят из иных псалмов, нежели обычные часы: в первый час читаются 5, 2, 21 псалмы; в третий час – 34, 108, 50; в шестой час – 53, 139, 90; в девятый час – 68, 69, 85. Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари. На первом часе читается Евангелия от Матфея (Мф 1:18–25), включающая родословие Христа и рассказ о его Рождестве в Вифлееме. На третьем часе читается Евангелие от Луки (Лк 2:1–20) о рождении Иисуса Христа в яслях, о пещере, пастухах и ангелах. На шестом часе – Евангелие от Матфея (Мф 2:1–12); читается рассказ евангелиста Матфея о рождении Спасителя. На девятом часе читается Евангелие от Матфея (Мф 2:13–23) – рассказ об Иосифе Обручнике, об убиении невинных младенцев, о бегстве а Египет. Царские часы совершаются при открытых Царских вратах. Посреди храма на аналое лежит Евангелие. Священнослужитель начинает каждение храма и прихожан, и этим вспоминаются ливан (ладан) и смирна, принесенные восточными волхвами новорожденному Христу.