Аскания Православная
Очередная ночная Божественная литургия
В ночь с 26 на 27 июня в день празднования иконе Божией Матери «Армянская» очередную ночную Божественную литургию в Свято-Григорьевском храме совершил настоятель Крестовоздвиженского храма с. Крестовка протоиерей Валерий Сацык. На нашем приходе ночные литургии служатся каждую вторую среду в честь праздников икон Пресвятой Богородицы. В этот раз служба совершалась Армянской иконе Божией Матери. Во время богослужения возносились молитвы о мире в нашей стране.
Икона Божьей Матери Армянская — одна из самых почитаемых реликвий духовного наследия армян Украины. Ее судьба чем-то похожа на судьбу народа, чьей святыней она стала – похожа тем, что пережила набеги и войны, вынуждена была «путешествовать» по миру и, как армяне, веками жившие в Украине, оказалась тесно связанной с коренными жителями этих земель – украинцами, ведь икона стала святыней и для них. Ее история насчитывает века. Историк Ю. А. Ролле писал, что она попала в Каменец из Херсонеса Таврического (совр. Севастополь) еще в XIV в., Польский исследователь Яцек Хшончевский пересказывает легенду о том, что икону привезли в Крым в Х в. из столицы армянских Багратидов г. Ани. Известный подольский историк и краевед Е. Сецинский тоже писал о том, что икону привезли в город из Херсонеса Таврического, и до 1672 г. она находилась в старейшем армянском храме Каменца-Подольского – соборе Св. Николая. После турецкой оккупации Каменец-Подольского, армяне вывезли икону из города, и несколько лет она путешествовала из страны в страну, пока ее хранительницы – армянские монахини – не привезли ее во Львов. После освобождения Каменца-Подольского от турок, икону в мае 1700 г. торжественно перевезли в город, сначала временно в часовню Св. Стефана, а в 1791 г. икону еще раз торжественно освятили, и львовский армянский архиепископ Я. Туманович распорядился отмечать этот день 27 июня как праздник. По этому поводу была изготовлена грамота, откуда и известна точная дата. И как отмечали разные историки, икону почитали верующие всех трех христианских обрядов города – армяне, поляки и украинцы».