Аскания Православная
Аугсбургские святые, молите Бога о нас!
19 сентября наш настоятель отец Иоанн в городе Аугсбурге (Германия) в соборе святых Ульриха и Афры помолился у мощей просиявших на немецкой земле в первое тысячелетие существования неразделенной Церкви святых угодников Божьих св. Ульриха – епископа Аугсбурга, св. Афры – покровительницы Аугсбурга и св.епископа Симперта.
Святой епископ Ульрих (память 4 июня) почитается как покровитель постящихся. Родился он в благородной и знатной семье в Аугсбурге. Образование Ульрих получил в 900–908 годах в монастырской школе Санкт-Галлена. Дальнейшее обучение продолжил под руководством аугсбургского епископа Адальперо (877–909). Потом отправился в Рим, где его как священника хотели оставить при папе Римском Сергии III, но, узнав о смерти епископа Адальперо, Ульрих возвратился на родину. Жил в родительском поместье. После смерти в 923 году епископа Хилтина на епископскую кафедру был возведен Ульрих – ему было тогда 33 года. Жития рассказывают об Ульрихе как о строгом, но добром пастыре. Его праведную жизнь современники считали образцом для подражания. Он восстановил в своей епархии канонические порядки, исправил нестроения, построил несколько церквей, устроил в городе церковную школу. Император Оттон I пригласил его участвовать в управлении государством, и святой Ульрих играл важную роль в политике императорского двора Оттонов. Имя святого Ульриха часто упоминается в связи с противостоянием мадьярам и битвой с ними на реке Лех. Когда многочисленные полчища венгров-кочевников вторглись в немецкие земли и направились к городу Аугсбургу, епископ Ульрих, верный Оттону, призвал горожан к мужественной обороне. Уже конные разъезды доносили, что враг близок. Аугсбургцы, ободренные святым причастием и напутственными словами епископа, готовы были отразить натиск врагов, подступивших к стенам города. Не слишком многочисленный отряд воинов, воодушевляемый епископом, успешно держал оборону. Сохранились сведения, что во время одной из вылазок аугсбургцев епископ Ульрих сопровождал воинский отряд в одном только церковном облачении, без лат и оружия, ношение которых не позволялось ему как духовному лицу. Наступила ночь, большую часть которой епископ Ульрих провел в молитве, лишь под утро позволив себе на короткое время забыться сном. Но утром мадьяры, узнав о приближении войска короля Оттона, отошли от стен города. Епископ же Ульрих после битвы принялся руководить восстановлением поврежденных стен города и укреплением его слабых мест. Битва на реке Лех между мадьярами и войском короля Оттона произошла 10 августа 955 года. Мадьяры надеялись на легкую победу: они считали, что в городе хранится казна Баварии. День накануне сражения, 9 августа, был объявлен днем поста и молитв. На следующее утро, в день памяти святого Лаврентия, воины Оттона простили друг другу обиды и прегрешения и торжественно поклялись в нерушимой верности своим предводителям. Сам же Оттон дал обет угоднику Лаврентию, если по его заступничеству будет одержана победа, учредить в его честь епископство в Мерзебурге. О победе молился и епископ Ульрих, получивший ночью от явившейся ему в сонном видении святой Афры предсказание о победе. И действительно, враг, превосходивший численностью, но не стойкостью духа и военной дисциплиной, был разбит, а Аугсбург избавлен от угрозы быть захваченным, поруганным и разграбленным язычниками. Святого Ульриха часто изображают с епископским посохом и рыбой в руке – в память легенды о чуде превращения куска мяса в рыбу. Есть две версии этой легенды. Согласно одной, некие недоброжелатели как-то подсунули в пятницу епископу Ульриху мясо, но оно чудесным образом превратилось в рыбу.Вторая повествует о некоем недолюбливавшем епископа Ульриха императорском гонце, которого однажды епископ одарил куском мяса. Посланник решил воспользоваться этим, чтобы оклеветать святого: мол, вот епископ Ульрих вкушает мясо в пятницу. Это, мыслил клеветник, должно было навлечь гнев короля Оттона на епископа. Однако стоило только лукавому и неблагодарному посланнику развернуть при всех дар святого Ульриха, как мясо чудесным образом стало рыбой. Одно из преданий рассказывает, что, почувствовав приближение смерти, святой Ульрих пеплом начертил на земле крест, окропил его святой водой, потом лег на это место и с пением отошел ко Господу. Погребал святого епископ Вольфганг Регенсбургский.
К святой Афре обращаются за защитой от пожаров и возгораний, получившие ожоги люди, а также она считается покровительницей кающихся женщин. Одной из первых, кто пролил кровь за Христа, была святая мученица Афра († 304, память 7 августа). Имя Афра происходит от латинского слова africa, что значит «африканка». Ученые считают, что имя это восходит и к античному греческому имени Афродита. По преданию, Афра была уроженкой Кипра, где до переезда ее семьи в город Августа Винделиков она была посвящена матерью Иларией (Гиларой) служению богине любви Афродите. По другим данным, Афра была дочерью кипрского короля. Во время гонений на христиан епископ Нарцисс бежал из Героны с диаконом Феликсом в Августу Винделиков, где нашел убежище в доме Афры. Епископ Нарцисс обратил в христианство не только Афру, но и всех ее родственников. Впоследствии, гласит предание, епископ возвратился в Герону. Афра же, став христианкой, отказалась принимать участие в языческих обрядах и за твердую преданность вере была 7 августа 304 года заживо сожжена на одном из небольших островов реки Лех. По другим данным, страшная казнь Афры была совершена на римском кладбище, следы которого были обнаружены под аугсбургской базиликой святых Ульриха и Афры. На следующий день после казни тело Афры было найдено ее служанками невредимым. Мать Афры и три служанки Дигна, Евмения (Евномия) и Евтропия (Евпрепия) погребли тело мученицы в склепе в двух милях от города. Исповедовавшие христианскую веру служанки по доносу были схвачены и после отказа участвовать в языческом жертвоприношении тоже приняли мученическую смерть.По приказу судьи Гая они были сожжены в том же склепе, где ранее ими была похоронена Афра.
Святой епископ Симперт почитается как спаситель исчезнувших или украденных маленьких детей.(память 13 октября). Симперт родился около 750 года в Аугсбурге в знатной семье. Его мать Симфониара была родной сестрой императора Карла Великого, а отец, которого звали Амберт, – лотарингским герцогом. О детских и юношеских годах Симперта сохранились противоречивые сведения. По распространенным данным, Симперт обучался в монастырской школе, и его юношеские годы прошли в бенедиктинском аббатстве Мурбах в Эльзасе, где вероятно, он принял монашеский постриг. В 778 году Симперт после смерти епископа Тоццоса был поставлен на кафедру в Аугсбург, где около 30 лет управлял жизнью Церкви. С 789 года он считался епископом и в Ноубурге-Штефельзее, который в 802 году присоединился к Аугсбургу. В период между 801 и 807 годами Симперт основал в регионе большой швабско-баварский диоцез. Время его епископского правления было временем неспокойным: в немецких землях велись войны, в ходе которых пострадали многие монастыри и церкви. Святой Симперт многое делал для восстановления поврежденных и строительства новых храмов. Ему приписывают основание знаменитого в Баварии монастыря Бенедиктбоерн. Святого Симперта изображают часто с посохом, а рядом с ним – волка, держащего в пасти ребенка. Святой почитается как спаситель исчезнувших или украденных маленьких детей. Весьма популярно и сказание о том, как однажды волк, утащивший ребенка, по молитвам святому Симперту возвратил мальчика невредимым его родителям. В этом сказании, относящемся к 1230 году, приор Адилберт повествует о том, как оставшийся без присмотра малыш отошел далеко от дома, и волк утащил его в лес. Мать пропавшего ребенка очень почитала святого Симперта. Она, рыдая, стала молиться святому, прося его заступиться и вызволить из беды ребенка. Спустя какое-то время неожиданно появился волк, несущий в пасти малыша, целого и невредимого. Благодарная мать взяла ребенка на руки и понесла его в Аугсбург, где рассказала его жителям, как ей в горе помог по ее молитвам святой Симперт. А еще она заказала у аугсбургских художников-мастеров небольшой восковой барельеф, на котором был изображен волк, держащий в пасти ее дитя. Этот барельеф долгое время находился рядом с гробницей святого Симперта, которого с ХV века стали изображать с волком.
Собор также известен своей богатой коллекцией православных икон(«Ort der Ikonen»), в собрании которой находится свыше 30 русских икон XVII–XIX веков.