Аскания Православная
Неделя 22 по Пятидесятнице
24 ноября в приделе иконы Божией Матери «Мати Молебница» нижнего храма Божественную литургию совершил наш настоятель протоиерей Иоанн Канинец. В своей проповеди батюшка поздравил всех с воскресным днем и сказал, что в сегодняшней евангельской притче нам сказано, что некий человек шел из Иерусалима в Иерихон. На этом пути на него напали разбойники, сняли его одежду, ранили и бросили при дороге. Три человека, один за другим, шли этой дорогой. Двое из них прошли мимо раненого. И наконец, прошел человек, который в глазах иудеев был презренен просто потому что он был самарянин – отверженный. Этот человек остановился над раненым, потому что он-то знал, что такое – быть отверженным, что такое – быть одиноким, что значит, когда мимо тебя проходят с презрением, а порой и с ненавистью. Он склонился над раненым, сделал, что мог, для облегчения его страданий, отвез его в покойное место: и всё это он сделал ценой собственной. Он не только оплатил гостиннику уход за раненым: он отдал своё время, свою заботу, своё сердце. Святые отцы, которые жизнью своей исполнили Евангелие и потому познали глубину его, объясняют нам, что этот человек, избитый разбойниками и ограбленный ими, есть Адам и весь человеческий род, все люди без исключения. И путь из Иерусалима в Иерихон есть путь, которым идет все человечество, обманутое сатаной. Из небесных обителей, из тех селений, где Бог и Ангелы, из Иерусалима - в Иерихон, в долину слез и смерти - путь нас всех. Разбойники - это злые бесы, которые ограбили, грабят, раздевают, лишая одежды благодати Господней всех людей, ранят смертельно души грехом, различными пороками. Каждый человек в отчаянии лежит израненный у дороги жизни. И он не может, на самом деле, духовно двинуться ни вперед, ни назад. А левит и священник - это пророк Моисей, который дает закон - жизнь по правде, по совести - и все другие великие пророки, которые ищут спасения этой правдой. Но ни закон, ни пророки не могут дать исцеление человеку, они могут только пройти рядом и мимо. Подойти совсем близко к раненому человеку, посмотреть на него и идти дальше. Только самарянин, который есть Христос, может на самом деле спасти его. Между прочим, самарянин - это язычник, грешник. Потому что Христос отождествляет Себя со всеми грешными, со всеми погибающими людьми. Как Он сжалился над этим человеком, так исполняется Он жалости к каждому человеку. Господь совершает до конца этот путь сострадания и милосердия. Самарянин не просто перевязывает раны раненому, избитому до полусмерти человеку и оставляет его на дороге - какая польза была бы от этого! Он не просто его сажает на своего осла и привозит в гостиницу, а и оплачивает все за него.
И два сребреника, которые дает хозяину гостиницы самарянин, по толкованию святых отцов, есть Ветхий и Новый Завет, слово Божие, которым нужно питать правдой и милосердием душу человеческую и исцелять ее. А некоторые говорят, что это есть Божественная и человеческая природа Бога, ставшего человеком, и здесь тайна Его воплощения, которая касается каждого человека. И это пречистые Его Тело и Кровь, которыми и питается, обретая пищу бессмертия, всякая душа человеческая, спасенная Господом. И гостиница есть Церковь Божия, Церковь Христова, Церковь Соборная и Апостольская.
Пусть поможет нам Бог быть подобными милосердному самарянину на всех уровнях и по отношению ко всем людям!