Аскания Православная
Освящение иконы
25 сентября наш настоятель отец Иоанн на Святой Земле в храме святой Фотинии Самарянки г. Наблус освятил икону для нашего храма «Беседа Господа с Самарянкой», написанную по заказу батюшки и оплаченную рабом Божиим Олегом. Наблус- это город в Палестинской Автономии, на Западном берегу реки Иордан, в области Самария. Его современное название – это искаженное арабами древнее название города Флавия Неаполис, названного так римлянами в начале нашей эры в честь императора Веспасиана. В Израиле город принято называть Шхемом – именно так он упоминается в Библии и известен еще с добиблейских времен. Богатое прошлое Шхема (Сихема) повсеместно видно по многочисленным развалинам, оставленным многими народами, жившими здесь – это и хивийцы, и евреи, и гиксосы, и римляне, и арабы, и крестоносцы. Сегодняшнее население Наблуса - в основном, арабы-мусульмане, за исключением совсем небольшой общины самаритян (около 200 человек). Одно из самых красивых строений в городе, а точнее, в пригороде, - Колодец Иакова. Красные купола этой древней церкви, в которой было освящение нашей иконы, сразу бросаются в глаза со всех обзорных точек города. В частности, она хорошо заметна с панорамы на горе Гризим. Здание возвышается над одним из самых древних колодцев в Израиле, который иудейская, христианская, исламская и самаритянская традиции связывают с праотцем Яаковом. На месте, где Иаков вырыл колодец для своего стада, построена эта церковь, неподалеку находится гробница Иосифа. Западнее гробницы лежат руины древнего библейского города. Еще одна традиция связывает колодец с известной историей, произошедшей с Иисусом Христом и женщиной-самаритянкой (Иоанн 4). Здесь Иисусом были сказаны слова: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять». Икона была приложена к камню помазания на Гробе Господнем. Наша община молитвенно благодарна рабу Божьему Олегу за его бесценный дар нашему храму.
Как и любую древнюю церковь, строение над колодцем периодически разрушали. В данном случае, трижды. Первая церковь была построена еще в византийские времена, а затем разрушена. Вторая была возведена крестоносцами и тоже разрушена, а вот третьей повезло больше всего. В 1914 году началась реконструкция Беер-Яакова, на которую огромные суммы перечисляло Императорское Православное Палестинское Общество, а прорабом выступала русская православная церковь. Однако строительные работы так и не были закончены, и завершились намного позже, при попечительстве Ясира Арафата. Теперь, правда, церковь находится под управлением Греческой ортодоксальной епархией, а жители Шхема страшно гордятся, что это чуть ли не единственная христианская святыня, не подвергающаяся мусульманским погромам. На сегодняшний день в ней обитают один монах и одна монашка.
Самаритяне живут в одном квартале у подножия горы Гризим. По преданиям именно здесь происходили легендарные события, описанные в Торе – на горе хранится камень, на котором Иаков собирался принести в жертву своего сына Исаака. Ежегодно самаритяне собираются здесь для празднования одного из главных еврейских праздников – Песаха, а на заклание идут семь агнцев.