Аскания Православная
Священномученики Прокопий, Архиепископ Херсонский, и Иоанн, пресвитер
Дни памяти:
5 сентября - прославление
23 ноября - день мученической кончины
Священномученик Прокопий родился в праздник Рождества Христова (25 декабря) 1877 г. в семье священника Симеона Титова, проживавшего в г. Кузнецке Томской губернии. Во святом крещении ему дали имя Петр, в честь Митрополита Московского Петра.
История не сохранила нам подробностей из отроческой жизни Владыки Прокопия, но известно, что рос и учился он в своей семье. Благочестивое воспитание в духе православной церковности и определило дальнейший жизненный путь Петра Титова.
Начальное духовное образование он получил в училище, а затем поступил в Духовную семинарию города Томска, которую успешно закончил в 1897 г. В этом же году он поступает на первый курс Казанской Духовной Академии. Здесь он формируется как ученый-богослов и, защитив кандидатскую диссертацию в 1901 г., получает ученую степень.
Слова Христа: «Кто исполнит заповеди и научит этому людей - будет велик в Царствии Небесном» (Мф. 5, 19), - глубоко запали в сердце молодого богослова. И действительно, проповедь, учительство, духовное окормление паствы пройдут красной нитью через всю его святую жертвенную жизнь.
Первое, с чего начал Петр свое служение в Церкви, это преподавание в Томском Духовном училище, куда 19 июля 1901 г. он был назначен учителем русского и церковно-славянского языков.
Когда пришло время Петру, как служителю Церкви, сделать выбор пути в жизни - либо создать семью, либо избрать монашество, он избрал монашество. 21 августа 1901 г. в Успенском монастыре г. Уфы он был пострижен в монашество с наречением имени Прокопий, на следующий день рукоположен в иеродиакона, а 23 августа – в сан иеромонаха.
В Томском Духовном училище он трудился ревностно, проявляя незаурядные способности и познания, которые довольно быстро были замечены и оценены Церковью, и уже в сентябре 1901 г. он был переведен заведующим Томской церковно-учительской мужской школой при архиерейском доме, которая, в соответствии с решением Святейшего Синода, должна была готовить учителей для Томской, Омской, Тобольской и Енисейской епархий. При церковно-учительской школе существовала воскресная школа, которой также руководил отец Прокопий.
В мае 1906 г. иеромонах Прокопий был назначен на должность преподавателя Священного Писания в Иркутской Духовной Семинарии. Здесь он работает под руководством архимандрита Евгения (Зернова), будущего новомученика. В 1909 г. он был включен в состав комиссии по освидетельствованию останков святителя Софрония Иркутского, по молитвам которого происходили многочисленные чудеса и исцеления. В 1908-1909 гг. он также являлся цензором «Иркутских епархиальных ведомостей».
30 августа 1909 г. иеромонах Прокопий возведен в сан архимандрита и назначен на должность помощника заведующего пастырского училища в Житомире. С искренним сожалением прощались с о. Прокопием ректор Иркутской Семинарии архимандрит Евгений (Зернов), преподаватели, учащиеся и духовенство Иркутска. Характеризуя его труды, церковные деятели Иркутска писали, что он являлся одним из самых вдохновенных проповедников города. Для того, чтобы послушать его в собраниях церковного Иркутского Братства во имя Святителя Иннокентия, сходились сотни людей. Во все праздники он служил акафисты в Крестовой архиерейской церкви, причем его служение отличалось большой молитвенностью, и после каждой службы он произносил глубоко назидательное слово. Прихожане настолько полюбили его, что во время последней службы и проповеди многие искренне плакали. Отец Прокопий был вдохновителем и организатором благотворительного отдела при Братстве Свт. Иннокентия. Благодаря, главным образом, его трудам, удалось помочь многим беднякам.
Переехав по ходатайству своего учителя Владыки Антония (Храповицкого) на Украину, в г. Житомир, отец Прокопий, как и везде, занялся активной миссионерской проповедью и учительством. Основанное годом ранее архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) пастырское училище стало одним из крупнейших церковных событий в жизни Волыни. Все преподаватели училища были в священном сане, а ученики носили духовную одежду. Быт училища, организованного в стенах монастыря, был приближен к монастырскому. Огромная заслуга в организации духовной жизни училища принадлежала архимандриту Прокопию, который преподавал аскетику, полемическое и пастырское богословие. Лекции его пользовались огромной популярностью у учащихся. Он был не только талантливым преподавателем, но и вдохновенным проповедником. Его лекции и проповеди производили неотразимое действие на души слушателей. Кроме того, современники отмечали, что его отношение к подчиненным и сослуживцам всегда отличалось полной определенностью, непобедимой верностью своим убеждениям и отеческой снисходительностью. И везде, где бы он не нес послушания, которые давала ему Церковь, он был для христиан примером «в словах, в жизни, любви, вере, чистоте и духе» (1 Тим. 4, 12). В 1910-1914 гг. он также являлся цензором «Волынских епархиальных ведомостей».
В преддверии мировых потрясений и гонений на Святую Церковь Господь призвал Своего избранника к высшему иерархическому служению. Архиерейская хиротония архим. Прокопия состоялась 30 августа 1914 г. в кафедральном соборе города Одессы. Преосвященный Прокопий решением Святейшего Синода был назначен викарием Одесско-Херсонской Епархии с титулом Елисаветградский.
С первых дней архипастырского служения Владыка Прокопий снискал уважение и любовь среди духовенства и мирян, вверенных его святительскому окормлению. Скромность его жизни вдохновлялась заповедью Иисуса Христа - «И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф.20, 27). Несмотря на высокий архиерейский сан, он всегда считал себя в первую очередь монахом и пастырем, а не «церковным начальником». В общении был очень прост. Его глубокое смирение и сострадательность легли в основу той удивительной любви херсонско-одесской паствы к своему архиерею, которую не смогли разрушить ни жесточайшие богоборческие гонения, ни долгие годы ссылок и тюрем. Замечательная работоспособность епископа поражала всех. Он часто совершал богослужения, обстоятельно проповедовал. Посещая отдаленные приходы, Владыка, не считаясь со своим временем, подолгу беседовал с народом и при всякой возможности оказывал помощь.
Но вот наступил 1917 год, а вместе с ним зловещее время испытаний для Святой Руси - время темной ночи безбожия. Несмотря на политические перевороты, разруху и войну, в 1918-1919 гг. Православная Церковь созывает Священный Собор, на котором ее Предстоятелем был, Божиим Промыслом, избран Патриарх Тихон. На этом Соборе Епископ Прокопий, как делегат от Одесско-Херсонской Епархии и член Комиссии по освидетельствованию мощей, огласил доклад о святителе Иркутском Софронии (Кристалевском), и вместе с другими иерархами поставил свою подпись под Деянием о прославлении Свт. Софрония в лике святых.
На этом же Соборе он был назначен наместником Александро-Невской Лавры, которой управлял с 14 декабря 1917 г. по 26 января 1918 г. Сразу же по своем назначении Владыка создает Братство защиты Александро-Невской Лавры, Председателем которого и был избран. Вместе с членами Братства перед ракой с мощами св. блгв. кн. Александра Невского Владыка Прокопий дал обет защищать обитель до последнего вздоха. Когда большевики попытались захватить Лавру, по его благословению в набат зазвонили лаврские колокола, собравшие множество православного народу, в результате чего богоборцы были вынуждены на время бежать из обители.
В январе 1918 г. Владыка Прокопий был арестован большевиками вместе с митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским) и всем Духовным собором Лавры за отказ оставить монастырь для размещения в его помещениях большевицкого военного лазарета.
Чудом спасшись от смерти и выйдя на свободу, решением Поместного Собора от 26 января (8 февраля) 1918 г. Владыка Прокопий был назначен Епископом Николаевским, викарием Одесской Епархии.
Положение в стране ухудшилось, началась гражданская война, которая не давала возможности общаться с Патриархом многим правящим архиереям. Святейший Патриарх Тихон издает Указ о временном самоуправлении епархиями на местах. В 1921 г. по Указу Святейшего Патриарха Тихона Епископ Прокопий назначен правящим архиереем Херсонской епархии.
Некоторое время он исполнял обязанности Управляющего Екатеринославской Епархии, и в этот период принимает участие в возведении в сан архимандрита Онуфрия (Гагалюка), будущего новомученика Слободского края. В 1922 г. Владыка Прокопий познакомился с иереем о. Иоанном Скадовским, и эта встреча стала началом большой духовной дружбы, прошедшей через все испытания и сохранившейся до самой их мученической кончины. Так Промыслом Божиим пересекались пути тех, кто в дальнейшем разделит общий крестный путь к Голгофе.
До начала 1923 г. Владыка Прокопий живет в Херсоне. Это был золотой период в его жизни, когда он молитвой и добрыми делами сплачивает вокруг себя Херсонскую паству. Частые проповеди глубокого содержания, обязательное общение с простыми верующими, регулярные богослужения в городских храмах и очень мягкий характер, - все это снискало Владыке любовь всех православных города. Для многих он был духовным отцом. Многих священников, когда они еще были отроками, именно он благословил на трудный пастырский путь.
В 1923 г. в Херсоне появились так называемые живоцерковники, Епископ Прокопий полагает все силы на борьбу с этой духовной пагубой. Но в скором времени, не без помощи обновленцев, его арестовывают и заключают в Херсонскую тюрьму. 16 февраля 1923 г. был поистине черный день для всей Херсонской паствы, ибо забрали любимого Архипастыря и духовные чада оставались сиротами. Это был последний день, когда Херсон видел Владыку Прокопия.
В Херсоне в то время образовалась нелегальная религиозная община духовных чад и духовных единомышленников Владыки под руководством священника о. Иоанна Скадовского и диакона Михаила Захарова. Богослужения совершались на квартире диакона Михаила Захарова (Пролетарская, 55), где жил и о. Иоанн Скадовский. Имя Владыки постоянно поминалось за богослужением. В дальнейшем члены общины осуществляли постоянную связь Владыки с херсонской паствой, собирали для него посылки и передачи, сопровождали его на этапах, доставляли ему передачи и письма, благодаря которым он был в курсе всех епархиальных дел. Невзирая на заключения, этапы и на непрекращающиеся ссылки, архиепископ при первой возможности отвечал на все письма. В своих ответах он не только утешал скорбящих, но и делал распоряжения, давал советы и благословлял. Он до самой мученической кончины оставался не только формально, но и реально главой своей епархии.
26 августа 1923 г. Владыка был переведен в Одесскую тюрьму. Популярность Епископа Прокопия была столь велика, что православное население города Херсона выбрало большую группу уполномоченных, чтобы хлопотать об освобождении святителя. Ими было подано прошение Патриарху Тихону с просьбой ходатайствовать об освобождении Епископа Прокопия. Ходатайство Патриарха было подано в ОГПУ.
После состоявшегося суда, Владыка Прокопий за моральную и материальную поддержку Русской Добровольческой Армии, за сбор пожертвований для солдат и молитву за них на молебнах был приговорен к расстрелу. Но затем, по воле Божией, смертная казнь была заменена на высылку за пределы Украины.
Местом его нового поселения стала Москва, где он без права выезда проживал по адресу Скорняжный пер. (Спасская ул.), 7-1. В течение 9 месяцев, что Владыка пребывал в Москве, он принимал активное участие в церковных событиях. Он регулярно присутствовал и высказывал свои суждения по церковным вопросам на совещаниях епископов в Свято-Даниловом монастыре, нередко проходивших в присутствии представителей ОГПУ. Содержание этих суждений впоследствии (после его ареста) явилось одним из оснований для его обвинения.
Владыка Прокопий оказался в числе кандидатур, выдвинутых Святейшим Патриархом Тихоном в члены Синода, подготовка к созыву которого велась в то время. Но с учреждением Синода вопрос не был разрешен, т.к. в это время Святейший Патриарх Тихон скончался. На похоронах Святейшего Патриарха Епископ Прокопий служил панихиду с сонмом духовенства. Он присутствовал при оглашении завещания Святейшего Патриарха Тихона и вместе с другими иерархами Русской Православной Церкви 12 апреля 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
В июне 1925 г., по инициативе Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Петра (Полянского), Владыка Прокопий был возведен в сан Архиепископа. После исповеднической кончины Святого Патриарха Тихона, Архиепископ Прокопий (Титов) становится одним из ближайших помощников Святителя Петра (Полянского), активно помогая ему в борьбе против спровоцированного большевиками обновленческого раскола.
Осенью 1925 г. власти провели акцию по уничтожению канонического возглавия Русской Православной Церкви, в результате которой были арестованы десятки выдающихся архиереев во главе с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром (Полянским). Среди других 19 ноября 1925 г. был арестован и Архиепископ Прокопий по обвинению в том, что он «состоял и принимал участие в деятельности монархической группы епископов и мирян, поставившей себе задачей использование церкви и ее аппарата для нанесения ущерба диктатуре пролетариата».
Со дня ареста и до дня вынесения приговора он содержался в Бутырской тюрьме г. Москвы, куда к нему на свидание приезжал священник о. Иоанн Скадовский.
26 мая 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Архиепископа Прокопия к трем годам заключения в ИТЛ, хотя обвинений в конкретных контрреволюционных действиях ему предъявлено не было.
С июня 1926 г. Архиепископ Прокопий отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения, где встретил многих своих соработников по училищу, а также многих видных архиереев, с которыми был в единении и молитве. Здесь он последний раз встретился со своим начальником по Иркутской Семинарии Епископом Приамурским и Благовещенским Евгением (Зерновым). После освобождения последнего Владыка Прокопий был избран старшим Соловецким Архиереем. Участвовал в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству СССР православных епископов из Соловецкого лагеря).
Пробыв на Соловках до 3 декабря 1928 г., Владыка Прокопий, без предъявления нового обвинения, был отправлен этапом в ссылку на Урал сроком на 3 года вместе с Епископом Амвросием (Полянским).
От Ленинграда до Тобольска ссыльных Архиереев сопровождала супруга священника Иоанна Скадовского Екатерина Владимировна Скадовская, специально приехавшая из Херсона, чтобы послужить святителям. Архиепископ Прокопий и Епископ Амвросий шли этапом, а Екатерина Владимировна ехала свободно и на остановках приносила им передачи в дома заключения. В Тобольске Владыку Прокопия, Епископа Амвросия и Екатерину Владимировну арестовали по обвинению в антисоветской агитации. При аресте у них была изъята рукописная и напечатанная на машинке церковная литература, характеризовавшая общее состояние церковной жизни, которую привезла Екатерина Владимировна. В Тобольском тюремном изоляторе архиереев продержали полтора месяца. После этого дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Екатерина Владимировна уехала в Херсон, а святителей отправили в г. Обдорск (недалеко от Тобольска).
В Обдорске Владыка Прокопий и Епископ Амвросий прожили месяц, после чего Епископа Амвросия определили на жительство в с. Шурышкары, а Владыку Прокопия - в с. Мужи, расположенные в окрестностях Обдорска. В Мужах Владыка Прокопий прожил всего 5-6 дней и был отправлен в еще более глухое село Новый Киеват, где прожил с начала 1929 г. по июль 1931 г. В селе было всего 5 домов. Владыка поддерживал связь с МитрополитомПетром (Полянским) и другими ссыльными архиереями через Христину Терентьеву, которая была членом церковного совета.
Несмотря на расстояние и положение ссыльного, Владыка Прокопий нелегально все же оставался реальным главой своей епархии. Он продолжал ею руководить не смотря на гонения, аресты и ссылки. Глубокая моральная и духовная связь, возникшая однажды между архипастырем, духовенством и народом, поддерживалась с обеих сторон.
В октябре 1929 г. к Владыке приехала Екатерина Владимировна Скадовская и привезла ему антиминсы, облачения и церковную утварь, а также продукты. Пробыв у святителя до 21 января 1930 г., она выехала в Херсон, но по дороге была арестована. За связь с Владыкой Прокопием были арестованы и многие другие члены нелегальной Херсонской общины духовных чад Владыки (о. Иоанн Скадовский, диакон Михаил Захаров и другие). Все они в 1931 г. были приговорены к различным срокам заключения.
Летом 1931 г. Архиепископ Прокопий был снова арестован и Особым Совещание при Коллегии ОГПУ СССР по обвинению в «контрреволюционной деятельности, тесной связи с местным зыряно-остяцким населением, настраиванием его против советской власти, перепиской с Херсонской епархией» был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.
С 1931 по 1934 гг. Владыка отбывал ссылку в г. Алма-Ата Семипалатинской области.Проездом в ссылку через Томск, он встречался со своими родителями и со своей старшей сестрой. Подорванное пытками, тюрьмами и лагерями здоровье Владыки Прокопия было ослабленным. В новой ссылке он тяжело заболел малярией, но Господь сохранил Своего избранника.
По окончании ссылки в апреле 1934 года, Владыка побывал в Москве, где останавливался у брата. Некоторое время он жил в Томске у своей матери, но климат ему не подошел, и Святитель выбрал местом поселения г. Камышин Сталинградской области, где находился в ссылке священник Иоанн Скадовский, его ближайший сподвижник и друг, который и пригласил его к себе.
По дороге Архиепископ Прокопий заехал сначала в Москву узнать о последних церковных событиях, и 16 сентября 1934 г. прибыл в Камышин. Там Владыка поселился у Дарьи Алексеевны Фунтиковой, где жили о. Иоанн Скадовский с матушкой Екатериной Владимировной и высланный с Украины Епископ Иоасаф (Попов). По всем церковным вопросам они были единомысленны и единодушны. Жили ссыльные на пожертвования из Херсонской епархии, связь с которой не прерывалась. Письма регулярно передавались через монаха Афанасия (Стореуса). Еще и еще Преосвященный увещевал свою паству стоять в каноническом Православии и не слушать никого, кто бы ни пришел к ним, пусть даже в архиерейских облачениях.
В Камышине Владыка и о. Иоанн организовали домашнюю церковь, где тайно совершали богослужения и ежедневное молитвенное правило. Нового ареста православным подвижникам не пришлось ожидать долго. Нашлись провокаторы и предатели. В конце октября 1934 г. Владыка Прокопий был арестован вместе с Епископом Иоасафом (Поповым), священником Иоанном Скадовским и священником Евстафием Норицем по доносу запрещенного Епископом Сталинградским Петром (Соколовым) за неблаговидное поведение священника Георгия Чудновского.
Когда следствие было закончено, Особое Совещание при НКВД СССР вынесло обвинение Архиепископу Прокопию и приговорило его к 5 годам ссылки в Каракалпакию.
С начала мая 1935 г. по 1937 г. Владыка Прокопий находился в ссылке в Каракалпакии вместе со священником о. Иоанном Скадовским и его супругой Екатериной Владимировной. Жили они в г. Турткуле по Чимбайской ул., д.40. Они организовали домашнюю церковь, доступную для местных жителей. Те, кто внушал доверие и был внутренне расположен к Православию, находил в лице исповедников деятельное участие и духовную поддержку. Владыка служил Божественные Литургии, а отец Иоанн совершал таинство исповеди. Все совершалось конспиративно. Жили ссыльные на те же пожертвования из Херсонской епархии.
Но, как и Господь был предан Своим учеником, так и эти исповедники были преданы своим прихожанином, оказавшимся коварным предателем, неким Николаем Придней. Он добровольно явился в НКВД и письменно сообщил заведомую ложь о подрывной деятельности Владыки Прокопия и отца Иоанна против Советской власти.
Этот донос был роковым - 24 августа 1937 г. Владыка Прокопий и его верный сподвижник были арестованы. Следствие длилось недолго. Постановлением тройки НКВД УзССР от 28 октября 1937 г. Архиепископ Прокопий и священник Иоанн Скадовский по одному групповому делу были приговорены к смертной казни.
23 ноября 1937 г. во дворе тюрьмы они были вместе расстреляны и погребены в общей могиле. Место их погребения неизвестно.
В сентябре 1996 г. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви священномученики Архиепископ Херсонский Прокопий (Титов) и священник Иоанн Скадовский были причислены к лику местночтимых святых Херсонской епархии. В 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви они были прославлены в лике общецерковных святых.
Архиепископ Херсонский Прокопий является также небесным Покровителем Херсона и всей Херсонской епархии. На архиерейском подворье (ул. Краснофлотская, 1) доныне сохранился дом, в котором проживал Святитель в годы своего пребывания на Херсонской кафедре с 1914 по 1923 гг. Ежегодно в день памяти священномучеников Архиепископа Прокопия и священника Иоанна Скадовского в Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона совершаются торжественные богослужения духовенством Херсонской епархии во главе с правящим Архиереем, при большом стечении верующих, глубоко почитающих этих святых Угодников Божиих.