Новости

Молитва у мощей покровителя нашей общины и освящение икон

27 ноября наш настоятель протоиерей Иоанн Канинец, следуя на Святую Гору Афон, поклонился и помолился у мощей покровителя нашей общины святого великомученика Дмитрия Солунского (г. Салоники (Греция). В этот день отец Иоанн в соборе святителя Григория Паламы (день его памяти) освятил на его святых мощах две иконы для нашего прихода: святого Григория Паламы и великомученицы Ирины. Батюшка посетил монастыри святой Анастасии Узорешительницы, что расположен недалеко от города Салоники, и Свято-Иоанно-Богословский в Суроти. Иконы будут пронесены по монастырям на Святой Горе Афон.

Святитель Григорий Палама

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу - совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии. умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились "Триады в защиту святых исихастов" (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама – так называемый "Святогорский томос". На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию. Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341–1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328–1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347–1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры. Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами "В горняя! В горняя!" святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354–1355, 1362–1376), который написал житие и службу святителю.

Молятся святителю Григорию Паламе о даровании молитвы и силы выдержать пост. К нему обращаются в затруднительных жизненных обстоятельствах.

 

Святая великомученица Ирина

Святая Ирина жила на рубеже III—IV вв. Она была дочерью Ликиния, царя Магедонской области в Персии, и до крещения носила имя Пенелопа. Девочка была необычайно красива, поэтому царь, желая уберечь ее от пагубного влияния внешнего мира, запер шестилетнюю Пенелопу в высокую недоступную башню. Там она жила в невообразимой роскоши и удобстве. Ей прислуживали тринадцать горничных. Ее воспитанием занимался мудрый старец по имени Апелиан.

Прошло несколько лет. Однажды девушка увидела, как голубь влетает в башню, держа в клюве оливковую ветвь. Голубь положил ветку на золотой стол. Затем прилетел орел, держа в когтях цветочный венок, и положил его рядом. Наконец черный отвратительный ворон принес змею. Пенелопа попросила учителя объяснить смысл знаков. Тот раскрыл ей, что она крестится, о чем свидетельствует оливковая ветвь, и что после многих испытаний и скорбей завоюет царский венец мученицы.

Скоро после видения Ангел обучил девушку христианской вере и дал ей имя Ирина, что означает «мир». После крещения Ирина сокрушила идолов отца и мужественно выступила против его угроз. В ярости Ликиний велел бросить дочь под ноги диким коням. Но один из коней обернулся против царя и растоптал его. Воскрешенный молитвами дочери, Ликиний обратился в христианство вместе со многими подданными. Он отказался от царства и уединился в башне, где провел оставшуюся жизнь в покаянных слезах.

Его преемник Седекия несколько раз пытался вернуть царевну в идолопоклонство. Но она упорно отказывалась. Тогда он бросил ее в ров, наполненный змеями. По воле Божией Ирина избежала этого испытания также, как и других истязаний, и обратила многих язычников в истинную веру.

Враги Седекии свергли его с трона. Чтобы отомстить, его сын Сапор отправился воевать. Но и он сам, и его войско были поражены слепотой, и им пришлось остановиться. Они встретили за городом Ирину, и святая исцелила их всех от телесной слепоты. Однако душевная слепота осталась, и Сапор с приближенными предал ее новым истязаниям: молодую деву нагрузили песчаным мешком, пронзили ей ноги гвоздями и заставили пройти почти пять километров. В наказание за такое оскорбление святой земля разверзлась перед войском и поглотила множество неверных. Среди тех, кто остался в живых, тридцать тысяч обратились в христианство. Один царь остался непоколебимым и за это был наказан Ангелом.

Будучи отныне свободной, Ирина обошла город Магедон с проповедью Благой Вести и привлекла ко Христу множество горожан. Затем она отправилась в город Каллиник (в Северной Месопотамии, на берегу Евфрата, известный также как Ракка), где превозмогла все пытки, которым ее подвергали. Она обратила все население к вере, включая префекта, которому царь поручил ее пытать.

Слава о св. Ирине дошла до персидского царя Сапора. Он ее призвал и обезглавил. Но Ангел вернул Ирину к жизни, чтобы она могла довести свою миссию до конца. Она пошла в город Месемврию, держа в руке оливковую ветвь в знак победы веры над властью смерти. Окрестив царя той земли, св. Ирина вернулась на родину, затем перешла в Ефес, где в подкрепление своей проповеди совершила чудеса, достойные апостолов.

Окончив миссионерские труды, святая в сопровождении учителя Апелиана и шестерых учеников направилась к выкопанной могиле. Войдя туда, она велела закрыть могильную плиту и вернуться за ней только через четыре дня. Два дня спустя Апелиан пришел туда, нашел отваленную плиту и пустую могилу.

Сегодня мощи святой великомученицы Ирины хранятся в Кипрском монастыре Киккос.

 

Святой великомученице Ирине молятся:

священники о даре слова, потому что она при жизни много проповедовала Христа, обратив в православие многие тысячи бывших язычников;

в тяжелых телесных болезнях, сопровождаемых сильными болями, так как святая претерпела множество истязаний;

в любых духовных недугах, а в особенности при оскудении веры и силы духа;

при порабощении души страстями, при искушениях от темных сил;

девушки, крещенные под именем Ирина, могут обращаться к этой святой за помощью в любых ситуациях;

также девушки с любыми именами молятся ей об удачном замужестве, о том, чтобы супружеская жизнь сложилась хорошо;

женщины и мужчины при поисках новой работы или при трудностях на новой работе;

в дальних и опасных путешествиях;

вся семья может молиться при переезде в другой город, на новое место жительства;

в любых житейских и духовных нуждах.

Фото к новости «Молитва у мощей покровителя нашей общины и освящение икон»

Фото к новости «Молитва у мощей покровителя нашей общины и освящение икон»

Фото к новости «Молитва у мощей покровителя нашей общины и освящение икон»

Фото к новости «Молитва у мощей покровителя нашей общины и освящение икон»

Фото к новости «Молитва у мощей покровителя нашей общины и освящение икон»Фото к новости «Молитва у мощей покровителя нашей общины и освящение икон»

Фото к новости «Молитва у мощей покровителя нашей общины и освящение икон»Фото к новости «Молитва у мощей покровителя нашей общины и освящение икон»

Фото к новости «Молитва у мощей покровителя нашей общины и освящение икон»Фото к новости «Молитва у мощей покровителя нашей общины и освящение икон»

Фото к новости «Молитва у мощей покровителя нашей общины и освящение икон»Фото к новости «Молитва у мощей покровителя нашей общины и освящение икон»