Великий пост
Голгофа. Иерусалим. |
Великий пост
«Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Смотри же, ради кратковременного наслаждения яствами не лишись ангельской записи».
«Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления».
Свт. Василий Великий
Дорогие братья и сестры!
На Голгофе. |
Постясь по Уставу Церкви в дни поста Господа и святых, мы поучительно исповедуем, что для нас в делах веры и духовной жизни служат образцами Господь и святые други Его, а постясь в дни страданий и смерти, мы благоговейно свидетельствуем, что нашему сердцу не чужды их терпение и раны ради грехов наших. Высокий образец поста явлен нам Иисусом Христом и апостолами.
Пост телесный непременно требует и поста духовного, который должен быть всегда, а особенно при воздержании телесном.
В этом союзе поста телесного и духовного состоит полный, истинный пост, который возводит постящихся к общению с Господом по телу и душе, тело очищая и освящая строгим воздержанием от пищи и пития, а душу — молитвою и другими добродетелями. Посему ни пост телесный не совершенен без поста духовного, ни духовный — без телесного. Кто постится только телесно, тот немного приобретает для себя.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием в супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
У многих святых отцов мы находим указание на то, что пост возвышает дух. «Пост посылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями», — говорил святитель Василий Великий. Пост — «прогонитель демонов».
Великий пост — самый главный и самый строгий из всех постов.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой). Общая продолжительность Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней. Пост в Четыредесятницу установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а пост в Страстную седмицу—в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения.
Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста самые строгие. По Уставу, в понедельник и вторник первой недели установлена высшая степень поста — полное воздержание от пищи; первое вкушение разрешается лишь в среду, а второй раз — в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.
Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу. Рыба разрешается за весь Великий пост только два раза: в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), если он приходится не в Страстную седмицу, и в день Вербного воскресенья — Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если следовать строго Уставу, то растительное масло разрешается только в субботу (кроме субботы на Страстной седмице) и в воскресенье.
В Страстную седмицу предписывается сухоядение, а в субботу полное воздержание от пищи. В пятницу разрешается есть только после окончания чина погребения Плащаницы Господа.
Заканчивается Страстная седмица торжественным праздником Пасхи — Светлого Христова Воскресения.
Естественно, что постное воздержание никаким образом не должно отменять главную заповедь Божию — заповедь любви. Бывает, что, посещая родственников, друзей, мы вынуждены вместе с ними вкушать пищу. Если своим отказом от скоромной пищи мы огорчим людей, которые ждали нас, готовились к встрече, то отказываться от предлагаемой еды не следует. Нужно помнить, что в пост, а особенно в Великий, следует проводить праздники с некоторым воздержанием, и желательно, чтобы они переносились на воскресные дни (так поступают священники, архиереи, если их юбилеи выпадают на будние дни Поста). Но если перенести или отменить визит невозможно, мы должны его нанести. Что кушать и как себя вести, должна определить христианская совесть человека. Именно самого человека!
Каждый христианин должен руководствоваться принципом самостоятельного решения в вопросе о нарушении поста в гостях. Выпить или нет, и сколько? Танцевать или нет? Попросить добавки или съесть положенное на тарелку и больше не подкладывать? Наконец, сколько есть? Ведь можно объесться и постными кушаньями.
Все это христианин должен решать сам, это должно быть только его ответственное и свободное решение.
Конечно, лучше соблюдать обычаи и постановления Церкви и в супружеской жизни, то есть хранить себя в чистоте, воздерживаясь от сожительства, чтобы не нарушалась святость Великого поста, помня слова преподобного Серафима и старца Амвросия, что пренебрежение этими установлениями Церкви поведет к болезни жены и детей. Но при этом всегда нужно помнить слова апостола Павла, чтобы воздержание было только при единодушном согласии обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготится им и теряет от этого свой душевный мир.
Пост — это не смирительная рубашка. Пожилые, больные люди, дети, а также беременные женщины освобождаются от строгого поста. Однако о мерах послабления следует посоветоваться со священником.
Что касается детского поста, то здесь решают родители, посоветовавшись со своим духовником. В этом вопросе нужно подходить очень индивидуально, так как ребенок должен сознательно принимать пост, а не видеть в нем только запрещение или, что еще хуже, наказание. Пост должен быть по силам ребенку. Традиционно детей до семи лет не ограничивают в еде. Пост для малышей означает: не ссориться, не ругаться с друзьями, слушаться родителей, помогать им по хозяйству, уместно в это время ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры. Хорошо, если бы родители во время поста взяли себе за правило читать детям Священное Писание или жития святых. И главное, что нужно помнить родителям: нельзя требовать от ребенка делать то, чего он пока не понимает и не осознает.
Глядя на родителей, беря с них пример, ребенок должен учиться основам веры и христианской жизни и сделать свой сознательный выбор, сказав: «Я хочу и буду поститься».
Дорогие братья и сестры! Самый длинный путь начинается с первого шага. Попробуйте изменить привычный образ жизни для того, чтобы стать лучше, добрее, отзывчивее! Победив хоть малую часть своих пороков, Вы ощутите радость от того, что поднялись по лестнице, ведущей к небу, ещё на одну ступень и в следующий раз Вам будет уже легче.
Помоги Вам Господи!
Благочинный Чаплинского округа, протоиерей ИОАНН.