КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ (306 — 337)
Константин I Великий (Флавий Валерий Константин) (император-соправитель в 306-323 гг., единоличный император в 323-337 гг.) родился в Нэссе, в Дакии Прибрежной (Верхняя Мезия), около 285 г. Его отцом был Констанций I Хлор, а матерью — жена или сожительница Констанция, Елена, дочь трактирщика, которая умерла в 328 г. и впоследствии была причислена к лику христианских святых.
После женитьбы Константина на Фаусте ее отец, Максимиан, подтвердил его титул августа. В 311 г. Константин оказался втянутым в открытое противостояние с Максенцием и в следующем году он вступил в Италию и одержал крупные победы под Августой Тавринов и Вероной, после чего двинулся на Рим, где Максенций потерпел окончательное поражение и погиб в битве у Мульвиева моста. Победившего Константина приветствовал сенат, и его признали старшим августом. Его близкий сподвижник, Лициний, женатый на его сестре Констанции, принял правление на Востоке, подкрепив тем самым власть Константина над Западом. Но дружеские отношения между двумя правителями продлились недолго. Сначала в 317-318 гг. Константин перенес свою ставку в Сердику, находящуюся вблизи границы между ними, и Лициний воспринял это как вызов. Затем в 323 г., во время отражения набега готов, Константин зашел на фракийскую территорию, принадлежавшую его соправителю. В итоге на следующий год между ними вновь вспыхнула вражда. Константин двинулся в наступление и разбил противника в крупных сражениях на суше и море: под Адрианополем и Хрисополем (на Боспоре Фракийском) и у входа в Геллеспонт. Константин продолжил начатую Диоклетианом реформу армии, в прославление которой выпускалось все больше монет и медальонов. Он продолжил практику привлечения германцев на военную службу, так как весьма ценил их умение воевать против враждебных соплеменников по ту сторону границы. Вскоре германские части заняли привилегированное положение в армии, а военачальники из их числа снискали особое расположение. Кроме того, множество германцев (а также сарматы), получивших разрешение поселиться на территории Империи, набиралось для службы в созданных Константином новых конных и пехотных частях. Эти части вместе с подразделениями, снятыми с границ Империи, были объединены в мобильную действующую армию; ее легионы, насчитывавшие по тысяче пехотинцев и пятьсот всадников, представляли собой основную ударную силу и стратегический резерв, они своей мощью превосходили все, что существовало прежде. Отставные солдаты пограничной армии получали определенные привилегии, которые передавались по наследству их сыновьям. И без того обязательный призыв сыновей на военную службу подкреплялся суровыми наказаниями, вызывавшими всеобщий страх, особенно в менее военизированных провинциях.
Поскольку население Империи по-прежнему страдало от роста цен и притеснений, Константин благоразумно продолжал и расширял финансовые реформы Диоклетиана. Успешно прошел выпуск новой, более легкой золотой монеты, налоги, преимущественно натуральные, были повышены; а бюрократический аппарат, необходимый для выполнения этих задач и вообще для обеспечения более строгой регламентации жизни, был значительно увеличен. Кроме того, Константин щедро производил приближенных в сенаторы и предоставлял сенаторам различные должности, так что они, таким образом, отчасти вновь обрели политическое влияние, утраченное в течение предыдущего столетия. Но Рим уже не играл ведущей роли в мыслях и планах Константина. Он отчетливо понимал, что с военной точки зрения Рим занимает неподходящее для столицы место (так же думали и некоторые из его предшественников), поскольку отсюда императору трудно одновременно следить за положением на рейнско-данувийской и евфратской границах. Сменив в качестве своей резиденции несколько различных городов как на Западе (Тревиры, Арелат, Медиолан и Тицин), так и на родных Балканах (Сирмий и Сердика), Константин пришел к выводу, что лучшим местом будет древний греческий город Византии на побережье пролива Босфор, занимающий стратегическое положение между Европой и Азией. Здесь в 324-330 гг. он основал город Константинополь, ныне Стамбул. Превосходная бухта — Золотой Рог, защищенность с суши и моря и близость от жизненно важных производственных центров в Малой Азии и Сирии, а также от Египта, служившего поставщиком зерна, и от Южной Руси делали Константинополь настоящим центром Империи. Хотя Рим не потерял ни одной из своих прежних привилегий и поначалу Константинополь с его учрежденным сенатом стоял ниже рангом, Константин рассчитывал сделать его основным городом Империи, что и произошло в самом скором времени. Это подготовило почву для появления Византийской Империи, которая занимала господствующее положение на протяжении последующих средних веков, приняв со временем греческий язык в качестве официального. Таким образом, уверенность Августа в том, что латынь, язык господствующего Рима, выдвинется на первое место, в конечном итоге не оправдалась.
Кроме этого, Константин произвел другой, еще более крутой поворот истории, а именно, обратил Империю из язычества в христианство. Диоклетиан и Галерий предприняли наиболее суровые за все время преследования христиан, но потерпели неудачу, и в 311 г. смертельно больной Галерий вместе с Константином и Лицинием выпустил сердикский указ, предоставивший всем христианам свободу вероисповедания. Затем Константин одержал победу у Мульвиева моста. Накануне решающей битвы перед глазами Константина произошло чудесное явление. На заходящем солнце возникло изображение креста и сложилась надпись «сим побеждай». Когда ночью в палатке он лежал и думал о том, что могло бы означать это странное видение, к нему явился Сам Христос, ободрил надеждой на победу, и приказал, сделав знамя с изображением креста, смело вести своих солдат в бой (по другой версии, перед боем Константин велел своим воинам нанести на щиты изображении креста и употреблять это знамение как защиту от врагов).
После этой победы император Константин Великий вследствие видения им на небе знамения креста установил для своих войск императорский лабарум с христограммой.
Хрисмоп (Хи-Ро) — монограмма имени Христа состоит из скрещенных двух его начальных греческих буквХ (хи) и Р (po).[13J По краям монограммы помещают греческие буквы а и со. Она получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и вероятно восходит к апостольским временам 1] Происхождение монограммы связывают со словами Апокалипсиса о «печати Бога Живого» (Откр. 7:2) и «новом имени побеждающему» (Откр.2:17).
Знамя имело на конце древка монограмму Иисуса Христа, а на самом знамени надпись: лат. «Нос vince» («С ним побеждай»). Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320).
Через год после этой победы они с Лицинием вновь подтвердили терпимость к христианам в документе, известном под названием Миланского эдикта (на самом деле это было соглашение, достигнутое в Медиолане и включенное в изданный в
Никомедии указ). Константин испытывал постоянную, неодолимую потребность в божественном спутнике и покровителе. Поначалу эту роль играл бог-Солнце, которому широко поклонялись во всей Империи и которого с давних пор почитали предшественники Константина. Но сам он со времени Миланского эдикта уже не сомневался в своей личной склонности к христианству, которую называл "самой законопослушной и святой религией", все больше отождествляя верховную власть с Иисусом Христом.
В течение нескольких лет Константин предпринял ряд благоприятных для христиан мер. Отныне церковь и государство были призваны действовать в тесной связи. У императора все более крепла уверенность в своей божественной миссии слуги Господа, одерживающего победы Божьей милостью, а церковные соборы в Арелате (в 314 г.) и в Никее (в 325 г.) со всей ясностью показали, Кто на самом деле их возглавляет. На Никейском соборе, в котором участвовали двести двадцать епископов, был сформулирован Никейский символ веры, доказывавший, что Сын единосущен Отцу. Собор осудил Ария и его сторонников, считавших, будто Бог-Отец более важен, чем Сын (см. Констанций П).
Решение Константина христианизировать Империю было исключительно его личным и на первый взгляд поразительным поступком. Ибо несмотря на давление, которое оказывали на него епископы, и на быстрый рост христианских общин, более не подвергаемых непрерывным гонениям, церковь не обладала ни политическим, ни экономическим, ни общественным, ни культурным влиянием. Более того, хотя сам Константин проявлял глубокую набожность, он, по-видимому, разбирался лишь в самых основных теологических вопросах, а его религиозные чувства и взгляды несколько раз коренным образом менялись. Тем не менее, он со своими советниками пришел к выводу, что лишь христианство способно дать разобщенному государству ясную цель и четкую организацию, способную в конечном счете сплотить раздираемые противоречиями различные слои населения в единое целое, что требовалось для успешного проведения политики Империи. И все же сам он, как и многие его единоверцы, крестился лишь под конец жизни, когда уже больше не мог грешить.
Приверженность Константина церкви послужила причиной того, что при нем началось самое масштабное строительство в римской и мировой истории: он произвел переворот в архитектуре, который был откликом на религиозные перемены и поощрялся щедрыми посулами властей. В целом все замечательные строения, во множестве выраставшие повсюду, принадлежали к двум основным типам: центрально-симметричному (круглые, многоугольные, крестообразные) и прямоугольному. Что касается центрально-симметричной планировки, то хорошим примером служит дворец Диоклетиана в Салонах, причем в ту пору стало ясно, что постройки такого рода годятся не только для церквей и баптистерий, но и для захоронений христианских мучеников. Так, в новой столице, Константинополе, император воздвиг церковь святых Апостолов, которая имела крестообразную форму и венчалась конической крышей. Эта церковь служила одновременно храмом памяти апостолов и собственным мавзолеем Константина (как бы тринадцатого апостола); здесь под центральной частью храма некоторое время покоились его останки. Еще одно крупное центрально-симметричное здание, также не сохранившееся до наших дней, было заложено и почти завершено Константином в Антиохии. Называлось оно Золотой Восьмиугольник и находилось неподалеку от центра города, рядом с дворцом, на острове посреди реки Оронт. Восьмиугольник был императорской церковью.
Столь же примечательными были прямоугольные здания, являвшие новый тип строений: христианскую базилику. Эти величественные преемники скромных
молельных домов представляли собой вытянутые в длину сооружения, перед входом в которые имелся обширный внутренний двор, а боковые приделы отделялись от более высокого нефа колоннадами с арочными проходами.
Гораздо реже встречались сочетания двух основных типов центрально-симметричных и прямоугольных церквей. Например, Константинов грот Рождества в Вифлееме представляет собой восьмиугольник, примыкающий к восточному концу продолговатого сооружения, а первоначальный вариант храма Гроба Господня в Иерусалиме включал круглую усыпальницу мучеников (на месте иудейской раки) посреди базилики с апсидами.
В 326 г. правление Константина омрачилось семейной трагедией, когда по подозрению в предательстве (неизвестно, насколько справедливому) он приказал казнить свою жену Фаусту и старшего сына Криспа, родившегося от Минервины, на которой он, вероятно, ранее был женат. Криспа задушили в банях города Полы в Истрии, а вскоре после этого встретила смерть в Тревирах и Фауста. Остальным трем сыновьям Константина (Константину II, Констанцию II и Константу I) был присвоен титул цезаря в 317,323 и 333 гг. соответственно.
Константин был человеком, способным на глубокие чувства и неожиданные поступки. Кроме того, он был сумасброден, жаждал популярности, легко поддавался лести и к тому же был обескураживающе капризен и жесток. Он страдал от своего вспыльчивого характера, но его зачастую можно было успокоить. Он обладал безграничным честолюбием и неиссякаемой энергией. Он был превосходным полководцем, а два важнейших решения его жизни — основание Константинополя и обращение к христианству — оказали влияние на многие последующие века, так что его правление имело первостепенное значение для будущего Империи, Церкви и западной цивилизации.
Как сообщает его биограф Евсевий (крестивший Константина перед самой смертью), на Никейском соборе "он прошествовал меж собравшимися подобно небесному ангелу Божьему, облаченный в одеяние, которое сверкало, будто излучая свет, отраженный от его пурпурной мантии, и было роскошно украшено золотом и драгоценными камнями...". Евсевий считает, что в юности "никто не мог сравниться с Константином в изяществе и красоте телосложения, равно как и в росте, и он настолько превосходил своих сверстников в силе, что наводил на них ужас". Впоследствии он сильно располнел и получил прозвище "быкошеий". Сквозь обезличенное величие его огромного изображения в римском музее Palazzo dei Conservatori проглядывает человек с энергичными чертами лица, тяжелыми надбровными дугами и решительным подбородком: такого человека не хотелось бы иметь своим врагом.
Первый христианский император Константин гениально провидел успех новой религии и показал всем своим потомкам замечательный пример использования христианства в качестве несокрушимого идеологического оружия. Сделав ставку на религиозно «заряженную» часть населения Римской империи, которая на тот момент времени составляла лишь 10% от всей численности населения этого гигантского государственного образования, Константин достиг поставленной им весьма конкретной политической цели. Он стал не просто императором, а основателем новой христианской империи, столицей которой стал город, названный по имени первого христианского венценосца Константинополем.
В течение 324—337 гг. Константин единолично управлял огромной империей. В 337 г. осложнилась ситуация на границе с Персией. Константин готовился лично взять на себя командование и с этой целью выехал в Никомедию. В пути он тяжело заболел, и, чувствуя приближение смерти, приказал перевезти себя в Константинополь. Здесь он скончался 22 мая 337 г., приняв перед смертью крещение из рук епископа Константинополя Евсевия.
Император Константин не просто совершил политический акт создания союза двух структур - государства и Церкви, но и привнес в социальную жизнь новую идею особой «христианской монархии». «Именно эта монархия стала животворящим источником для политико-правовой мысли Византии, а затем и России», - пишет в своей очередной работе известный писатель и философ В.Н. Тростников.