О Зависти
Зависть сопровождает человечество от самого начала его истории и до нынешнего дня. Она низвергла с неба Денницу, вывела из Рая первых людей, зависть окружала Христа, она преследовала Его везде и всегда, в течение всего времени Его пребывания на земле.
Вспомните несколько эпизодов из земной жизни Спасителя. Когда Иисус родился в Вифлееме, и волхвы пришли к Ироду и спросили, где родился Царь Иудейский, первое, что пришло на ум Ироду: «Не посягнет ли Он на царство?» Тогда Ирод принимает ужасное решение — он убивает всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях от двух лет и младше. Но невзирая на все зло содеянного, и здесь побеждает Бог и его вечная правда, поскольку в конце концов убитые младенцы стали первыми мучениками за Христа и прямыми наследниками Царствия Небесного. Сам же Христос был сохранен Божественным действием для Своего служения.
Вспомните, как относились к Господу фарисеи, архиереи и книжники. До того, как пришел Христос, все было в их руках. Но когда Он начал проповедовать, их авторитет стал стремительно падать. Господь нередко прямо разоблачал их за то, что они, останавливаясь на углу улиц, лицемерно молились, за то, что устроили торговлю во дворе храма. Он опрокинул их столы и раскидал деньги. Они учили людей, как придерживаться традиций и преданий старцев, а Он говорил, что главное — это поклонение Богу в глубине сердца.
Они видели, что за Ним идут тысячи людей, а от них отворачиваются.
Первосвященники и книжники, задачей которых было служение Богу и обучение народа, воспылали завистью против Иисуса. Они поняли, что пока он жив, их учение не будет иметь силы, их нравственный пример не будет убедительным. Слишком яркая Звезда взошла на их небосклоне и затмила их всех. И они приняли радикальное решение — умертвить Его. Они сделали все, чтобы достичь своего. Они нарушили закон, который запрещал предавать человека смерти. Желание достичь своей цели было настолько сильным, что они не погнушались обратиться к язычникам — римской власти, к «оккупантам», которых они ненавидели. Они пошли на нарушение своих же политических основ, чтобы только умертвить Иисуса Христа.
Христос стал жертвой человеческой зависти, именно ею Он был возведен на Крест. Но и здесь действовало Провидение Божие: смерть Иисуса стала спасением для всего человечества. Конечно, те люди, которые отдавали Христа на смерть, распинали Его, надсмехались над Ним, которые, когда Он был уже прибит к Кресту, говорили: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста... Пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27, 40, 42), — и те, кто лжесвидетельствовал против Него, не понимали, что драма, которая разыгралась в Иерусалиме, куда более значимая, чем то, что мог постичь их куцый, завистливый ум. Они не понимали, что решается судьба всего человечества и каждого человека в частности, и что, невзирая на их злобу, и здесь действует Провидение, и в конечном итоге победа будет за Господом.
Многочисленные примеры из Священного Предания показывают нам, что с каким бы коварством, с каким бы расчетом не действовали люди, одержимые завистью, в конце концов победит Божественная правда и справедливость. Даже если человек из-за зависти не только был поруган, лишен всего, но и убит, то не нужно забывать, что есть еще Страшный Суд и жизнь вечная, когда каждый получит по своим делам. И тот, кто завидовал, будет посрамлен; тот же, кто стал жертвой зависти, будет утешен Господом.
В наши дни зависть настолько же реальна, как и в библейские времена. Минуло много веков, но человек не изменился. Поэтому, если в наше сердце закрадывается зависть к кому-то, необходимо бороться с ней всеми силами. Неделя о мытаре и фарисее является первым подготовительным воскресеньем к Великому посту и дает нам чуть ли не самый яркий пример такой борьбы. Для того чтобы не поддаться зависти, никогда не следует сравнивать свою жизнь с жизнью других. Нельзя ставить перед собой вопрос, почему тот или другой человек имеет больше, чем я, почему у него больше успехов в делах, чем у меня, почему он достиг тех или других высот, а я нет, почему он более угоден Богу, чем я.
Мы должны смотреть на себя, как мытарь, а не как фарисей. Мытарь стоял пред Богом как человек недостойный, который заслуживает наказания, но надеется на милосердие Божие. Он себя ни с кем не сравнивал, и сердце его было свободным от зависти.
Будем же благодарить Бога за то, что Он нам дал, а не упрекать Его за то, что мы чего-то не получили. Будем благодарить людей, которые встречаются на нашем жизненном пути и помогают нам, а не осуждать или ненавидеть тех, кто достиг в этой жизни больше, чем мы, кто поднялся выше нас. Аминь.
О Зависти
Блаженнейший митрополит Владимир
Информация из сайта "Православный пост" pravpost.org.ua