Мытарево смирение
Первой из подготовительных недель к Великому посту является та, что называется Неделей о мытаре и фарисее.
В евангельской притче на примере мытаря и фарисея Господь учит нас, с каким духовным настроением нужно молиться в церкви или в другом месте. Молитва — великое дело. Посредством молитвы человек общается с Богом, получает от Него дары благодати. В молитве человек благодарит Бога как Благотворителя за все его милости и прославляет Его как Творца и Промыслителя.
Фарисей и мытарь вместе пришли в храм Божий помолиться, но плоды молитвы вынесли из храма не одинаковые. Мытарь отправился домой более оправданный Богом, чем фарисей. Послушаем, как молился фарисей и как молился мытарь, и кто из них угодил Богу своей молитвой. Войдя в церковь, фарисей молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18, 11—12).
Совсем не так молится мытарь. Он говорит мало, но с великой скорбью за свои грехи, не поднимая головы и ударяя себя в грудь: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18,13). И вот результат: мытарь вышел из церкви оправданным, хотя и был грешником, а фарисей — нет, хотя творил дела законной правды.
Почему же молитва фарисея не угодила Богу? «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою!» (Ис. 5, 21) — говорит Бог через пророка Исайю. Фарцсей в слепой гордости забыл, что говорит и с Кем говорит.
У каждого из нас конечно больше грехов, чем добрых дел, да и добрые дела делаются с помощью Божией — чем тут хвастаться? Не лучше ли пролить слезы раскаяния за свои грехи, вознести теплую молитву к Богу и Ему поведать печаль свою, «Душа моя исполнилась зла и жизнь моя к аду приблизилась», — поется в церковном песнопении.
Каждый из нас, после совершения доброго дела, должен помнить слова Господа: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). И какая нам может быть польза от того, что мы говорим о чужих грехах, если мы сами «в бездне греховной находимся», не лучше ли чаще повторять слова молитвы прп. Ефрема Сирина: «Дай мне видеть мои грехи и не осуждать брата моего».
Молитва мытаря — это настоящий пример молитвы, которая оправдывает грешника. С такими чувствами, как у мытаря, нужно находиться в храме, который является домом молитвы, местом свершения великой бескровной жертвы, местом единения Бога с человеком.
Многое значит и внешнее положение того, кто молится в церкви, ибо оно служит выражением внутреннего настроения. Кто приходит в церковь поздно, а выйти спешит пораньше, тому мало понятны достоинство молитвы и предназначение Церкви, которая молится только о тех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим входит в храм. Кто в храме позволяет себе разговоры о делах жизненных, рассматривает, кто как стоит, осуждает людей, тот становится подобным фарисею. Кто, имея телесные силы, опирается на стены, сетует на длительность службы, тот выполняет только внешний обряд, не понимает, что молитва — это подвиг, что при направлении к Богу молитвенного духа должно происходить некое самоотвержение. Кто не скорбит, когда совершается заупокойное богослужение за незнакомых ему умерших, тот не имеет братской любви во Христе ко всем, тот и в церковь принесет дух самовлюбленности и фарисейского высокомерия. А против этого духа и направлено церковное богослужение.
Церковь всегда молится не только обо всех присутствующих, но и о тех, кто остался вне храма, о тех, кто в море и в путешествии, о тех, кто любит нас и о тех, кто ненавидит, обо всех православных христианах, ранее ушедших.
Пусть же каждый из нас, собираясь в храм или находясь на молитве, беспокоится преимущественно о том, как благоуспешно молиться, чтобы выйти из храма оправданным, как мытарь, а не осужденным, как фарисей. Аминь.
Мытарево смирение
Блаженнейший митрополит Владимир
Информация из сайта "Православный пост" pravpost.org.ua