Прощение
Устами великих пророков Нафана, Ионы, Давида и других слово Божие призывало и призывает нас к покаянию. Предтеча Господний Иоанн и Сам Господь наш Иисус Христос добавляют к этому призыву: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3,2; 4,17).
Великий пост, в который мы вступаем, это период покаяния и приближения к нашей земной и небесной Пасхе — нашего избавления от грехов и приближения к Царствию Небесному. Время Великого поста — это время покаяния и очищения. Без покаяния нет очищения, а без очищения нет спасения. Покаянием оправдался мытарь, прощена грешница, покаяние открыло рассудительному разбойнику райские врата, покаянием апостол Петр, который отрекся, был прощен и возобновлен в апостольском достоинстве.
Истинному покаянию предшествует, по учению Церкви, единственное необходимое условие — прощение обид и примирение. Все мы живем в обществе, вместе трудимся и вместе совершаем наш жизненный путь.
У каждого из нас по своему строятся отношения с людьми. О ком-то из ближних мы думаем: какой же тяжелый характер у этого человека, случайно (а в действительности Промыслом Божиим) поставленного возле меня. А кто-то так же думает о нас. Но как бы то ни было, мы идем все вместе и мы обязаны идти вместе. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).
Вступая в период Великого поста, попробуем, братия и сестры, быть терпимыми друг к другу, а если хватит на то сил, то и добрыми спутниками друг другу. Чем ближе мы подходим к Царствию Небесному, тем более приближаемся к живому Богу и друг к другу, и тем все больше делается невозможным наше безразличие, наше злопамятство. «Любящий другого исполнил закон» (Рим. 13, 8).
Почему же нужно прощать ближних? Прощать грехи ближним — это закон Евангелия, это веление Самого Господа. «Если вы, — говорит святое Евангелие, — будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). «Во всем, — говорит в другом месте слово Божие, — как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12): хотите быть прощенными — прощайте; хотите чтоб Вас любили — любите; хотите быть необиженными — не обижайте. Так и в молитве Господней, которую нам дал Сам Бог, мы просим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6,12). И если мы не прощаем должникам нашим, то, произнося слова этой просьбы, мы лжем перед Богом. Такая молитва не принесет нам ни мира, ни Божиего благоволения.
За что же нужно прощать наших ближних? За все, что в их действиях обижает и причиняет боль, что мы осознали и почувствовали на собственном опыте. Все это необходимо прощать и искоренять. Только во взаимной смиренности, взаимопонимании и всепрощении возможно для человека найти душевный мир и ступить на путь покаяния, приближаясь к Богу.
Вражду между нами порождает грех, с которым необходимо бороться. Грех, поучению святых отцов, — огонь, что горит: по мере уменьшения объема горючего вещества огонь гаснет, по мере добавления вещества — еще с большей силой разгорается. Осознавая свою ответственность перед Богом и людьми, вступая в Великий пост, уменьшим же, братия и сестры, горючее греховное вещество — обиды друг на друга, постараемся наладить свою жизнь в соответствии со словами святителя Димитрия Ростовского: утром в молитве будь Серафим, в труде — Херувим, в обращении со всеми — Ангел.
На пути всепрощения встречается много препятствий. Главное из них — наше самолюбие и сатанинская гордость. Вредит на этом пути и враг нашего спасения диавол. Но по сравнению с теми средствами и возможностями, которые у нас есть, эти препятствия — ничто. С нами всегда Бог и Его всесильная помощь, благодать Святого Духа, помощь святых Ангелов, молитвенное заступничество святых угодников. С нами Бог! А что может быть больше, крепче и надежнее этого?
Осознавая это, подойдем к ответственному моменту в нашей жизни. Вырвем из своего сердца всевозможные обиды, от души простим наших ближних и дальних — и тогда простит нас Бог.
Господи Боже, изведи наши души из египетского греховного плена, введи нас в пречестную пустыню спасительного поста, руководствуй нами огненным столпом Твоей Божественной правды и неизреченного милосердия, питай нас манною Божественной Твоей Евхаристии и введи нас в Ханаан чистоты и святости. Аминь.
Прощение
Блаженнейший митрополит Владимир
Информация из сайта "Православный пост" pravpost.org.ua