О телесном посте
Каждый год с наступлением поста все больше людей говорят, что они постятся. На вопрос о причинах, которые побудили их к этому, можно услышать самые разные ответы. Для одних — это дань моде, или традиции, другие отвечают: «люди постятся, и я тоже». Для третьих — это диета, посредством которой можно избавиться от лишних килограммов, оздоровиться, и в то же время выполнить церковные предписания. Так для чего же мы постимся? Каковы истоки такого, подчас не всем понятного в наше секулярное время, явления, которое обязывает христианина к самоограничению? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить.
Пост как самоограничение завещан человеку Самим Богом. Первой заповедью о посте можно назвать запрет Господа нашим прародителям Адаму и Еве есть плоды с дерева познания добра и зла.
Если мы обратимся к истории, то увидим, что уже в ветхозаветные времена пост был одним из основных элементов аскетической жизни. Люди постились по разным причинам. Одни — в знак покаяния перед Богом за совершенные ими проступки, другие, а именно, пророки и учителя древнего богоизбранного народа, — перед своим выходом на проповедь и служение. Постились и цари, и простые люди для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние; и через воздержание, через самопожертвование проявить свою любовь к Богу.
Со страниц Нового Завета все мы знаем, что Господь наш Иисус Христос начал свое общественное служение с того, что после крещения от Иоанна в Иорданских водах уединился в пустыне и провел там в посте и молитве сорок дней и сорок ночей. Иисус Христос, который был Воплощенным Богом, по своей человеческой природе, подобно всем нам, нуждался в подкреплении, в духовной, душевной и телесной подготовке к Своему служению.
Пост, сочетаемый с молитвой, стал неотъемлемой частью жизни Христовых учеников — Его апостолов, которые передали это драгоценное сокровище духовного становления и роста всей Церкви, а через нее каждому из нас в частности.
Что же такое пост? Каковы его проявления и цель?
Пост — это учреждение Христианской Церкви, которое способствует преобладанию в христианине духовно-моральных стремлений над чувственными.
Сегодняшний наш разговор о внешней стороне поста, о взгляде на пост с точки зрения телесного воздержания.
В современной практике пост — это, прежде всего, воздержание от так называемых скоромных, то есть мясных, молочных продуктов и вообще от продуктов животного происхождения.
Однако относительно этой внешней стороны поста стоит помнить, что пост — это, прежде всего, воздержание. И это воздержание должно проявляться не только в отказе от потребления скоромных продуктов, но и в количестве того постного, что мы едим. Да и некоторые постные продукты по существу являются лишь относительно постными, учитывая их стоимость. Постная еда должна быть, прежде всего, простой. А мы во время поста должны быть непритязательны. Не разрешается во время поста употребление алкоголя, а также рекомендуется воздержание в брачных отношениях.
Постясь, следует всегда твердо помнить, что отказ от скоромной еды — это не самоцель, а исключительно средство. Вместе с молитвой, очищая душу и тело, пост призван размягчить зачерствевшие сердца, вымести из них, как из дома, весь сор житейской суеты, ведь на пороге этого дома стоит Христос и стучит в двери нашего сердца. Цель поста — утончить наши чувства, чтобы мы услышали этот стук и своевременно отворили двери.
Существует несколько категорий людей, для которых телесный пост либо ослабляется, либо, если того требует состояние здоровья или жизненные обстоятельства, делающие его невозможным, вообще отменяется.
Существует много причин, по которым тот или другой человек не может придерживаться телесного поста — это и болезнь, и старость, и нищета. Пост предназначен для людей здоровых, для укрощения страстей, а для больных постом является уже сама болезнь. Ценя здоровье как дар Божий, Церковь никогда и никому не приписывала совершать насилие над собой, не призывала нарушать рекомендации врачей, если те запрещали больным отказываться от скоромной пищи.
Кроме того, нельзя заставлять поститься маленьких детей. По мере того, как они растут, нужно воспитывать в них сознательное отношение ко всему, что существует в Церкви, — к богослужению, к молитве и посту. Можно приучать детей к определенному воздержанию в еде, но это должно происходить постепенно.
Постясь телесно, всегда нужно придерживаться золотой середины. Один из древних подвижников благочестия, когда отвечал на вопрос о строгости поста, сравнивал наше человеческое тело с ослом: «Если перекормишь его, — говорил он, — то осел начинает брыкаться, если недокормишь — падать». Аминь.
О телесном посте
Блаженнейший митрополит Владимир
Информация из сайта "Православный пост" pravpost.org.ua