Почитание Святых икон
Начиная с IX века первое воскресенье Великого поста в Православной Церкви называется Воскресеньем Торжества Православия. Седьмой Вселенский Собор, раз и навсегда принял учение о почитании святых икон и молитвенном поклонении им.
В постановлении святых отцов говорится, что почитание, которое мы отдаем святым иконам, касается не материала, из которого сделана икона, не доски и красок, а изображенного на ней святого образа, что молитвенное поклонение принадлежит первообразу. То есть, поклоняясь святой иконе, мы поклоняемся тому небесному покровителю и молитвеннику, который изображен на ней. Учением о святых иконах было завершено формулирование православных догматов, основанных на Божественном Откровении, на учении апостолов, на Предании святых отцов. Поэтому и нынешний праздник, установленный в память об этом событии, был назван Торжеством Православия.
Обратимся теперь к святым иконам. Кто же первый начал изображать Господа, Божию Матерь, святых угодников, иконы которых мы видим в святых храмах, имеем дома? Первые изображения не были результатом рук человеческих. Сам Господь Иисус Христос оставил отпечаток Своего пречистого лица на убрусе (полотне) и послал это изображение Эдесскому царю Авгарю, чтобы исцелить того от болезни.
Невидимый и непостижимый Дух Святой принял образ голубя и в этом образе свидетельствовал, что в Иордане крестился Сын Божий. Он же, приняв образ видимых огненных языков, сошел в этом виде на святых апостолов в день Пятидесятницы.
Первым из людей, кто дал нам пример иконописи, был святой евангелист Лука. Он написал образ Богоматери, о котором Самая Пречистая сказала: «С этим образом будет находиться благодать Моя и сила».
Такими были первые образа Господа Иисуса Христа, Бога Духа Святого, Божией Матери. Почему же было не наследовать этот пример? Как можно было не изображать христианам Крест, на котором был распят ради нашего спасения Христос и который стал орудием нашего спасения? Воскрес Иисус из гроба. Как было не показать первым христианам, что открытый гроб — знак не только смерти, но и воскресения после нее?
Будучи безгрешным, Господь понес на Себе наши грехи. Он действительно Агнец Божий, Который взял на Себя грехи мира (Ин. 1, 29), и ничто не препятствовало христианам изображать для напоминания об этом Агнца или Пастыря, Который несет на Своих плечах овцу.
С самых первых времен в местах молитвенных собраний христиан были особые изображения: святого Креста, Агнца, Пастыря, трапезы с преломлением хлеба или рыбы (поскольку из начальных букв фразы «Иисус Христос Сын Божий, Спаситель» на греческим языке складывается слово «1Х0УХ», что в переводе означает «рыба») и т. д. Иконописные изображения получили широкое распространение особенно тогда, когда святая вера христианская победила язычество и распространилась по миру.
Нужны ли нам святые образа? Можем ли мы и без них духом и мыслью возвышаться к Богу, к небу?
Если в будничной жизни нам необходимо напоминать о наших земных обязанностях, то тем более в жизни духовной мы нуждаемся в напоминании о наших небесных молитвенниках. При нашей повседневной суматохе, невнимательности и огрубении, при всей нашей плотскости образа святых чрезвычайно необходимы. Известны случаи, когда само присутствие святой иконы удерживало людей от порока или преступления.
На святых иконах видимо изображены почитаемые нами молитвенники и заступники наши перед Богом. Рассматривая картину, мы любуемся не полотном, на котором она изображена, а самой картиной. Читая написанное или напечатанне, мы думаем не о бумаге, а о том, что на ней написано. Когда мы смотрим на фотографии близких или знакомых, нас интересуют лица, изображенные на них, а не пленка или бумага. То же можно сказать и об иконах. Почитая иконы, мы почитаем изображенных на них святых, возвышаясь мыслью к небу и к тому угоднику Божиему, нашему молитвеннику и заступнику, который живет там.
Нужно ли говорить о чудотворстве святых икон, о чудесном действии многих из них, особенно икон Пресвятой Богородицы? Лучше поблагодарить Господа, Его Пречистую Матерь и всех святых за милость, молитвы и соболезнования нам, грешным. Широко известные несметные чудотворения от икон — не лучшее ли это доказательство их святости и необходимости для нас?
Поэтому прославим Господа и всех Его святых в их иконах: «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благой, прося прощение грехов наших... радостью наполнил еси все, Спасе наш, придя спасти мир». Аминь.
Почитание Святых икон
Блаженнейший митрополит Владимир
Информация из сайта "Православный пост" pravpost.org.ua