Великий Четверток
В день опресноков, когда, по закону ветхозаветному, должно было заклать и вкушать пасхального агнца, и когда прииде час, да прейдет Спаситель от мира сего к Отцу (Ин. 13, 1), Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал своих учеников Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, имел Он заменить Пасхой новой, - самим телом и кровью Своей. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью своими учениками в велию постлану гориницу одного иерусалимлянина (Мк. 14, 12-17) и возлег. Внушая, что в царстве Божием, которое не от мира этого, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов Господь, восстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. Умыв ноги и возлегши опять, Господь сказал ученикам: весте ли, что сотворих вам; аще убо аз умых ваши нозе. Господь и Учитель, и вы должны есте друг другу умывати нозе. Образ бо дах вам, да якоже аз сотворих вам и вы творите. "Господь касался ног апостольских, - говорит преподобный Нил, - подвижник и писатель 5 века, дабы укрепить земные и слабые ноги, имевшие пройти всю подсолнечную; великий Врач брался за пяту, на которую в начале изречен был суд, дабы не дать воздействовать яду духовного змия. Посему пята, укрепленная прикосновением рук Господних, попрала сатану, некогда соблазнившего прародителей; почему Господь Христос и говорил: се даю вам власть наступати на змию, на скорпию и на всю силу вражию (Лк. 10, 19). А Исайя сказал: коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая (52, 7). Апостолы Христовы, прошед весь мир, действительно всюду попирали силу вражию".
Омовение ног есть первое из событий, воспоминаемых в Великий Четверг и в синаксаре этого дня положены первые стихи на омовение ног:
Умывает учеников в вечер Бог ноги:
Его же нога попирая бе во едеме прещение древле.
Церковь не только словесно воспоминает омовение ног апостольских, но и по примеру Господа и Учителя совершает при богослужении в четверток особенный обряд священного умовения ног пресвитеров святителем, по Литургии, при чтении Евангелия об омовении ног. Это Евангельское действие, величественно проповедующее высоту христианского смирения, сохраняется в Православной Церкви с древних времен. Поскольку Сам Господь заповедал апостолам творить омовение ног, также как Он сотворил, то нет сомнения, что оно началось при апостолах, первых и ревностнейших исполнителях заповедей Господних. На обряд омовения ног в 4 веке указывает бл. Августин. В день омовения ног древле омывались также оглашенные, всенародно засвидетельствовав в этот день перед епископом или пресвитером веру свою прочтением символа веры наизусть и готовясь принять таинственное омовение Крещением в ночь перед св. Пасхой.
По омовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую - великое Таинство святейшей Евхаристии. Установление Таинства св. Причащения есть второе событие, которое Правосл. Церковь воспоминает в Великий четверток, и на это воспоминание в синаксаре Великого Четверга составлены также стихи:
Сугубая вечеря Пасху бо закона носит:
И Пасху новую - кровь, тело Владычнее.
Таинство св. Причащения, установленное Господом перед Его страданиями и смертью, по заповеди Иисуса Христа: сие творите в Мое воспоминание, с первых времен до сих пор непрерывно совершается на многочисленных престолах Церкви Вселенской. "Как Моисей сказал: сие да будет памятно для вас вечно (Исх. 12, 14), - так говорит св. Златоуст, - и Христос глаголал: сие творите в Мое воспоминание - до того времени, как Я приду. Сколь многие ныне говорят: желал бы я видеть лице Христа, образ, одежду! Вот ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Если иудеи вкушали агнца с готовностью, стоя и имея сапоги на ногах и жезлы в руках: то гораздо более тебе должно бодрствовать. Ибо не малое предлежит наказание тем, которые недостойно приобщаются. Сколь же чист должен быть тот, кто наслаждается бескровной жертвой? Сколь чище всех лучей солнечных должны быть - рука, раздробляющая плоть Христову, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною кровью! Помысли, какой чести ты удостоен? какой наслаждаешься трапезой? На что с трепетом взирают Ангелы по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом со Христом. Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю, пастырь! Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел сего. Он питает нас собственною кровью и чрез сие соединяет нас с Собою. С каждым верующим Он соединяется посредством тайн, и Сам питает тех, которых родил, а не поручает кому-либо другому; и сим опять уверяет тебя в том, что Он принял твою плоть. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, тот да удалится; трапеза не допускает тех, которые не из числа учеников. Ибо Христос говорит: сотворю Пасху со ученики Моими (Мф. 26, 18). Немалое наказание ожидает вас, - продолжает св. Златоуст, обращаясь к священнослужителям, - если вы, признавши кого-либо нечестивым, позволите причаститься сей трапезы. Кровь Его взыщется от рук ваших. Хотя бы кто по неразумию пришел для причащения, воспрети ему, не убойся. Убойся Бога, а не человека: если убоишься человека, то от Бога будешь уничижен, а если убоишься Бога, то и от людей будешь почитаем. Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне, я не позволю сию дерзость. Скорее предам душу свою, нежели причащу крови Господней недостойного, скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной крови того, кого не должно".
На вечери Господь определенно предрек ученикам, что один из них предаст Его и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило, и, обмакнув, подал Иуде Искариотскому. По хлебе вошел в него сатана; и предатель тотчас удалился от Христа и Церкви Его. Была уже ночь (Ин. 13, 1-30). Прекратив спор апостолов о первенстве, которое между ними должно состоять не в господстве и обладании, но болий в них да будет, яко мний: и старей, яко служай, и предсказав апостолам общее искушение, а Петру троекратное отречение от Христа и свое явление им по воскресении в Галилее, Господь вошел с ними в сад Гефсиманский, - на гору Елеонскую (Лк. 22, 24-28; Мф. 26, 30-35). Здесь начались Его страдания, сначала душевные, а потом и телесные. Предначиная свои страдания, Господь сказал ученикам: седите ту, дондеже шед помолюся тамо, и взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, бывших свидетелями славы Его во время преображения, начал ужасатися и тужити. Прискорбна душа моя до смерти: будите зде и бдите, говорил ученикам своим Богочеловек. Отойдя от них на вержение камене, Он преклонил главу и колена и молился до кровавого пота, как человек, чувствуя чашу страданий и совершенно предаваясь воле Бога Отца. Иисусу Христу явился Ангел с небес и укреплял Его. Во время молитвы Своей Господь троекратно подходил к ученикам своим и говорил им: бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух бо бодр, плотъ же немощна. Но ученики не могли молитвенно бдеть с Господом: беста бо им очи отяготене.
Преестественную молитву Иисуса Христа в саду Гефсиманском Церковь также воспоминает в Великий Четверток и на эту молитву в синаксаре четверга положены особые стихи:
Молитва и страшилище, труды кровей:
Христе лицу яве моляся,
Смерть, врага прельщая в сих.
Гефсиманская молитва Иисуса Христа наставляет нас, что среди искушений и скорбен молитва подает нам высокое и святое утешение и укрепляет готовность встретить и перенести самые страдания и смерть. Могущество молитвы, утешающей и укрепляющей, Господь поучительно показал и Своим примером перед Своими страданиями и смертью, и в то же время внушениями апостолам скорбевшим: бдите и молитеся, да не внидите в напасть: дух бо бодр, плоть же немощна.
Около полуночи приходит в сад предатель со множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. Господь Сам идет к ним навстречу и словами: Аз семь, которыми Он давал им знать о Себе, повергает их на землю и потом смиренно допускает предателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть (Мф. 26, 36-56; Мк. 14, 32-46; Лк. 22, 38-53). Так Господь, являвший в продолжение земной своей жизни Божественное всемогущество и власть над законами естества, словом: Аз есмь повергший на землю предателя с народом, имевший во власти своей легионы Ангелов, но пришедший принести Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предает Самого Себя в руки грешников!
Наконец, и предательство на страдания, и смерть Иисуса Христа Церковь воспоминает в Великий Четверток, в синаксаре которого также положены особенные стихи на предательство:
Что требе ножей; что древес людолестцы,
На Хотящего умрети во избавление мира.
Эти четыре воспоминания в Великий Четверток "Божественные отцы друг другу приимательно, от божественных же апостол, и священных Евангелий предаша нам".
На утрени в Великий четверток Церковь благовествует о Тайной Вечери Господа с учениками (Лк. 22, 1-39). На первом часе произносит пророчество Иеремии о его страданиях, и в лице его о страданиях Спасителя (11, 18-12, 15). На Литургии Василия Великого благовествует словами евангелистов (Мф. 26, 2-20; Ин. 13, 3, 17; Мф 26, 21-39; Лк 22, 43-45; Мф. 26, 40 - 27, 2) о событиях Великой Среды, Великого Четверга и частью - Великой Пятницы, а именно - о страданиях у первосвященников Анны и Каиафы.
Протоиерей Г. С. Дебольский
Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.
Великий Четверток
Информация из сайта "Православный пост" pravpost.org.ua