Неделя о Мытаре и Фарисее
Великопостная Триодь и недели приготовительные к Великому посту начинаются неделею о Мытаре и Фарисее. Так называется первая приготовительная к Четыредесятнице неделя по Евангельской притче о Мытаре и Фарисее, которая в эту неделю читается на литургии в Евангелии (Лук. XVIII, 10 - 14). Эта неделя посвященна Церковью назидательному для нас воспоминанию о мытаре и фарисее с древних времен. В писаниях отцев Церкви 4 и 5 века - св. Иоанна Златоустаго, Кирилла Александрийского, Астерия Амасийского мы находим беседы на неделю о Мытаре и Фарисее. В слове св. Иоанна Златоустаго о мытаре и фарисее есть указание на церковный чин, по которому издревле порядок Евангельских чтений начинается притчею о Мытаре и Фарисее. О беседе Астерия, жившего в начале 5 века, писатели Церкви именно свидетельствуют, что она говорена была в неделю о Мытаре и Фарисее. В 9 веке Георгий, митрополит Никодемийский, написал канон на неделю о Мытаре и Фарисее, ныне поемый Церковью в эту неделю.
Фарисеи между Иудеями составляли древнюю и знаменитую секту; хвалились знанием и исполнением закона устнаго, который по словам их, дан был Моисею вместе с писанием; отличались тщательным исполнением внешних обрядов и особенно крайним лицемерием вся же дела своя творили, да видими будут пред человеки (Матф. XXIII, 5); и посему от многих были почитаемы добродетельными и праведниками, и по видимой святости жили отличными от прочих людей: что и значит имя фарисей. Напротив, мытари, сборщики царских податей, делали много притеснений и неправд, а потому все почитали их грешниками и неправедными.
Как пред начатием брани обыкновенно вооружают и приготовляют воинов, возбуждая в них усердие и мужество, так Православная Церковь, приближаясь к Великому посту, приготовляет нас, своих духовных воинов, к наступающей духовной брани во дни св. Четыредесятницы. Первым условием для добродетели считая покояние и смирение, а главным источником греха и припятствием к добродетели гордость (Быт. III, 5), Церковь в первую приготовительную к Великому посту неделю предлагает для нашего назидания притчу о Мытаре и Фарисее, которые оба молились Богу, но мытарь - смиренный сборщик податей - сниде оправдан в дом свой паче фарисея - гордаго законника. Примером фарисея и мытаря Церковь внушает готовящимся к подвигам поста, молитвы, покаяния и причащения, что исполнением закона и своей праведностью надмеваться и хвалиться не должно, но при исполнении закона - являть смирение пред Богом и ближними. Молитва, пост и другие добродетели святы и спасительны, но превозносящийся ими омрачает их и не приобретает оправдания ими, потому что он любуется собою, пристрастно и несправедливо похищает себе похвалу, которую произносить нашим трудам есть долг не служащих и трудящихся, но дело Бога и ближних, начальствующих над нами. Не хваляй бо себе сей искусен (достоин), но егоже Бог восхвалит (2 Коринф. X, 18). Кроме пристрастия и несправедливости, в превозношении заключается неведение и заблуждение. Кто любуется и хвалится своими делами, тот неведает или забывает, что мы своими силами без помощи Божией не можем исполнить всего закона и следовательно сделаться правыми пред Богом, и само исполнение есть не заслуга, а только долг наш (Лук. XVII, 10). Так гордость слагается из пристрастия к себе, неведения и заблуждения.
Но благословенным и благонадежным против гордости фарисейской орудием служит мытарево смирение или смиреномудрие, ничего высокого неусвояющее своим силам и подвигам. Такое смирение есть основание христианского благочестия и оправдания нашего пред Богом, потому что первый грех произошел от горделиваго желания быть яко бози ведяще доброе и лукавое (Быт. III, 5). Желая возвыситься, человек пал. Чтобы возстать, надо смириться и взяться за помощь, Богом указуемую (2 Коринф. XII, 9 - 19). Если безгрешный и совершеннийший первенец человечества пал превозношением, сколько же опасно и несвойственно возноситься падшему! Богатый лишился превозношением: сколько же бедному надобно смиряться, чтобы покрыть свои недостатки! Почто гордится земля и пепел (Сирах. X, 9)! Для истинных подвигов христианскаго благочестия надобно соединять с наружно - добрыми делами фарисея внутреннее смирение мытарево, - дела перваго с смиреномудрием второго.
Чтением Апостола в неделю о Мытаре и Фарисее Церковь поучает нас терпению, какое особенно прилично подвижникам (2 Тимоф. III, 10 - 15).
Сообразно цели приготовления нашего к смиренным подвигам поста и покаяния, Церковь в неделю о Мытаре и Фарисее начинает петь трогательные песни: "покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче", и проч. "На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехами и в лености все житие мое иждих" и проч. "Множества содеяных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго" и проч.
Неделя о Мытаре и Фарисее
Протоиерей Г. С. Дебольский
Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.
Информация из сайта "Православный пост" pravpost.org.ua