Неделя Мясопустная
Третья приготовительная к св. Четыредесятнице неделя называется Мясопустноя, потому что ею оканчивается мясоястие пред Четыредесятницею; а по двум дням поста - в среду и пятницу ея, чем она отличается от предыдущей сплошной недели и от последующей Сырной, по просторечию называется пестрою.
Начиная св. Четыредесятницу воспоминанием о грехопадении прародителей, невоздержавшихся от снедей запретного древа, и сим воспоминанием приблизившись к началу мира, Православная Церковь в неделю Мясопустную, как бы при конце дней и мира, напоминает нам литургийным Евангелием этой недели о будущем страшном всеобщем суде живых и мертвых (Матф. XXV, 31 - 46). Об этом Церковь преднапоминает верующим в Мясопустную неделю с древних времен. В 4 веке св. Иоанн Златоуст говорил в эту неделю поучение. Беседуя о втором пришествии Христове, святитель объяснял слушателям своим, что об этом он беседует потому, что было читано сегодня Евангелие о втором пришествии Христове. в 8 веке Феодор Студит написал канон на неделю мясопустную, ныне поемый в этот день.
Напоминанием о последнем неподкупном страшном суде Православная Церковь, изображая ужасные следствия беззаконной жизни, устрашает и побуждает всех нас к покаянию и указывает на милосердие к бедным, как на средство помилования от вечного за грехи осуждения на страшном суде, внушая, что никто не должен чрезмерно наедятся на великое милосердие Божие, представляемое в неделю о блудном, потому что милосердый Господь есть и праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам, и что покаяние и благочестие наше должны непременно сопровождаться благотворением ближним. Ибо Господь произнесет последний суд Свой, преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других высших добродетелях, неодинаково доступных для каждого. Из нас никто не скажет, что он не мог алчущего напитать, жаждущего напоить, посетить больного и узника. Но творя телесные дела милости, позаботимся особенно о духовных делах милости, коими тело и душа ближнего облегчаются.
Побуждая и располагая нас к посту и покаянию изображением будущаго страшного суда, Церковь в неделю Мясопустную приготовляет нас к приближающемуся пощению сокращением пищи и страха ради суднаго: ибо прародители за невоздержание изгнаны были из рая и подверглись осуждению.
Словами Апостола, читаемыми в неделю Мясопустную, Церковь внушает нам, чтобы наше невоздержание не послужило преткновением для немощных совестью (1 Коринф. VIII, 8 - 13); и следовательно само воздержание наше было для ближних делом человеколюбия, как располагает нас Евангелие в неделю Мясопустную.
Неделя Мясопустная
Протоиерей Г. С. Дебольский
Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.
Информация из сайта "Православный пост" pravpost.org.ua