Новости

Праздник чествования иконы Божией Матери «Толгская» и памяти святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

21 августа в день празднования иконе Божией Матери «Толгская» и памяти святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких наш настоятель протоиерей Иоанн Канинец отслужил молебен с акафистами перед иконой Богородицы «Толгская» и иконой святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в приделе иконы Божией Матери «Мати Молебница» храма «Спорительницы хлебов». Эти иконы были привезены отцом Иоанном для нашего храма с паломнических поездок.

Зосима и Савватий – покровители пчеловодов. Испокон веков пчела считалась священной, а её промысел – даром с небес. Полезные свойства продуктов пчеловодства исследовали и активно использовали ещё столетия назад. Зосима и Савватий Соловецкие считаются покровителями пчеловодства, так как в годы своего отшельничества они привезли из Афона (современной Греции) первую пчелиную матку, положив начало пчеловодству на Руси. Считается, что они научили людей правильно содержать свою пасеку. До сих пор на иконах святые изображаются с орудиями пчеловодов тех дней: верёвкой, лестницей, ножом или топором. Им посвящено много молитв, поговорок и пословиц. Считается, что именно Зосима и Савватий первыми на Руси открыли пользу продуктов пчеловодства для здоровья. До сих пор пчеловоды каждый год отмечают пчеловодческие праздники, чествуя пресвятых Савватия и Зосиму: 30 апреля – Зосима-пчельник; 10 октября – Савватий-пчельник. Между этими двумя праздниками укладывается весь пчеловодный сезон. На Зосиму пчёл по традиции уже начинали выпускать из ульев, а на Савватия ульи закрывали на зимовку. В былые времена при входе на пасеку обязательно была икона с покровителями пчеловодов, и ни один пасечник не начинал работу без молитвы святым. Пчеловоды не должны были приходить на пасеку с грязными помыслами.

Савватий Соловецкий

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозёрского монастыря с 1396 года. Среди других подвижников его отличала строгая жизнь и кротость. В скором времени его стало тяготить уважение и чрезмерное внимание братьев, и он перебрался в малочисленный Валаамский монастырь, но даже там мирская слава нашла его, не позволив найти должного уединения. Прослышав о необитаемом Соловецком острове, Савватий отправился в путь, удивив всех местных жителей. Все недоумевали, как седовласый старец собирается выживать один на острове. Но, по словам преподобного, он никогда не был один, рядом всегда был его Владыка. Какое-то время старец оставался в часовне в местечке Сороки, где и познакомился с преподобным Германом, и они вместе приняли решение жить на острове, где в 1429 году установили крест и келью возле горы Секирной. За годы скромной жизни их вера много раз подвергалась испытаниям, но осталась непоколебима. На пустынном острове они прожили бок о бок шесть лет, после чего Герман отправился на Онегу, а Савватий занемог и перебрался на Карельский берег, где и скончался в 1435 году в деревне Сороки. 30 лет спустя преподобный Зосима с братьями перенёс святые мощи Савватия на Соловецкий остров. А в 1566 году мощи обоих преподобных были перенесены в церковь, названную в их честь.

Зосима, игумен Соловецкий

Преподобный Зосима, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в небольшом селе Толвуе неподалёку от Онежского озера. После смерти богатых родителей он роздал всё своё унаследованное имущество бедным, принял постриг и ушёл в Поморье на берегу Белого моря. Там он познакомился с отшельником Германом, который поведал ему о пустынном Соловецком острове, где он обитал вместе с преподобным Савватием на протяжении уже 6 лет. Вместе они прибыли в Соловки, где собрали вокруг себя множество последователей. По прибытии на остров Бог благословил Зосиму видением красивой церкви. Множество тяжб пришлось вынести Зосиме, прежде чем их община разрослась. Однажды он даже остался на острове один на всю зиму и чуть не умер от голода, но тяжёлая жизнь закалила его тело и дух. Ни один из приезжающих на остров настоятелей из Новгорода не мог вынести таких лишений и возвращался на родину. В 1452 году Зосиму избрали игуменом. Под его предводительством были установлены храм и обитель, иноки смогли организовать своё хозяйство. Его немногочисленные предсказания сбывались с поразительной точностью. Так, именно он предрёк кончину бояр от рук Иоанна III при взятии Новгорода в 1478 году. Сам Зосима скончался в этом же году и был похоронен в Преображенском храме. Позднее среди моряков ходила молва, что Зосима и Савватий являются гибнущим в морских водах рыбакам. Немало чудес было засвидетельствовано при этом.21 августа в день празднования иконе Божией Матери «Толгская» и памяти святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких наш настоятель протоиерей Иоанн Канинец отслужил молебен с акафистами перед иконой Богородицы «Толгская» и иконой святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в приделе иконы Божией Матери «Мати Молебница» храма «Спорительницы хлебов». Эти иконы были привезены отцом Иоанном для нашего храма с паломнических поездок.

Зосима и Савватий – покровители пчеловодов. Испокон веков пчела считалась священной, а её промысел – даром с небес. Полезные свойства продуктов пчеловодства исследовали и активно использовали ещё столетия назад. Зосима и Савватий Соловецкие считаются покровителями пчеловодства, так как в годы своего отшельничества они привезли из Афона (современной Греции) первую пчелиную матку, положив начало пчеловодству на Руси. Считается, что они научили людей правильно содержать свою пасеку. До сих пор на иконах святые изображаются с орудиями пчеловодов тех дней: верёвкой, лестницей, ножом или топором. Им посвящено много молитв, поговорок и пословиц. Считается, что именно Зосима и Савватий первыми на Руси открыли пользу продуктов пчеловодства для здоровья. До сих пор пчеловоды каждый год отмечают пчеловодческие праздники, чествуя пресвятых Савватия и Зосиму: 30 апреля – Зосима-пчельник; 10 октября – Савватий-пчельник. Между этими двумя праздниками укладывается весь пчеловодный сезон. На Зосиму пчёл по традиции уже начинали выпускать из ульев, а на Савватия ульи закрывали на зимовку. В былые времена при входе на пасеку обязательно была икона с покровителями пчеловодов, и ни один пасечник не начинал работу без молитвы святым. Пчеловоды не должны были приходить на пасеку с грязными помыслами.

Савватий Соловецкий

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозёрского монастыря с 1396 года. Среди других подвижников его отличала строгая жизнь и кротость. В скором времени его стало тяготить уважение и чрезмерное внимание братьев, и он перебрался в малочисленный Валаамский монастырь, но даже там мирская слава нашла его, не позволив найти должного уединения. Прослышав о необитаемом Соловецком острове, Савватий отправился в путь, удивив всех местных жителей. Все недоумевали, как седовласый старец собирается выживать один на острове. Но, по словам преподобного, он никогда не был один, рядом всегда был его Владыка. Какое-то время старец оставался в часовне в местечке Сороки, где и познакомился с преподобным Германом, и они вместе приняли решение жить на острове, где в 1429 году установили крест и келью возле горы Секирной. За годы скромной жизни их вера много раз подвергалась испытаниям, но осталась непоколебима. На пустынном острове они прожили бок о бок шесть лет, после чего Герман отправился на Онегу, а Савватий занемог и перебрался на Карельский берег, где и скончался в 1435 году в деревне Сороки. 30 лет спустя преподобный Зосима с братьями перенёс святые мощи Савватия на Соловецкий остров. А в 1566 году мощи обоих преподобных были перенесены в церковь, названную в их честь.

Зосима, игумен Соловецкий

Преподобный Зосима, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в небольшом селе Толвуе неподалёку от Онежского озера. После смерти богатых родителей он роздал всё своё унаследованное имущество бедным, принял постриг и ушёл в Поморье на берегу Белого моря. Там он познакомился с отшельником Германом, который поведал ему о пустынном Соловецком острове, где он обитал вместе с преподобным Савватием на протяжении уже 6 лет. Вместе они прибыли в Соловки, где собрали вокруг себя множество последователей. По прибытии на остров Бог благословил Зосиму видением красивой церкви. Множество тяжб пришлось вынести Зосиме, прежде чем их община разрослась. Однажды он даже остался на острове один на всю зиму и чуть не умер от голода, но тяжёлая жизнь закалила его тело и дух. Ни один из приезжающих на остров настоятелей из Новгорода не мог вынести таких лишений и возвращался на родину. В 1452 году Зосиму избрали игуменом. Под его предводительством были установлены храм и обитель, иноки смогли организовать своё хозяйство. Его немногочисленные предсказания сбывались с поразительной точностью. Так, именно он предрёк кончину бояр от рук Иоанна III при взятии Новгорода в 1478 году. Сам Зосима скончался в этом же году и был похоронен в Преображенском храме. Позднее среди моряков ходила молва, что Зосима и Савватий являются гибнущим в морских водах рыбакам. Немало чудес было засвидетельствовано при этом.

Праздник чествования иконы Божией Матери «Толгская» и памяти святых преподобных Зосимы и Савватия СоловецкихПраздник чествования иконы Божией Матери «Толгская» и памяти святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Праздник чествования иконы Божией Матери «Толгская» и памяти святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких